Даже если вы абсолютно не интересуетесь автомобилями, мототехникой и уж тем более автоспортом, вам наверняка приходилось слышать о ралли-марафоне «Дакар». Дело в том, что это самое грандиозное событие в мире ралли-рейдов и офф-роуда. «Дакар» — настоящая Мекка для почитателей внедорожных видов спорта и скорости.
Можно смело сказать, что «Дакар» захватывающая и очень сложная гонка. Ежегодно в ней принимают участие сотни экипажей и тысячи технических специалистов. Участникам приходится преодолевать тысячи километров сложнейшего бездорожья и пустынь. Все это не может не вызывать восторг. Кроме того, эстетов порадуют невероятно красивые пейзажи, встречающиеся на маршруте ралли-рейда.
Теперь собственно об истории.
Изначально гонка носила название «Париж-Дакар». По классическому маршруту участники стартовали в столице Франции, а финишировали в столице Сенегала – Дакаре. Впервые старт ралли-рейду был дан в 1978 году, а его организатором стал Тьерри Сабин.
За год до первого старта «Дакара» Тьерри Сабин заблудился в Ливийской пустыне. После того, как ему удалось выбраться, гонщик решил, что это место идеально подойдет для проведения масштабного ралли-марафона.
Тьерри Сабин в 1986 году
Сабин остался верен своей идее и спустя год на старт ралли «Париж-Дакар» вышли около 200 экипажей, среди которых были мотоциклы, автомобили
и грузовики. Самое интересное, что в первые годы проведения гонки, транспортные средства не делили по классам. Все выступали в общем зачете. В 1980 году участников стали делить по типам транспортных средств, а еще некоторое время спустя появилась классификация, определявшая отличие транспорта от серийной модели.
Победителем первого ралли стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500. Второе и третье место также досталось мотоциклистам. Среди автомобилей лучшим стал экипаж Range Rover V8, экипаж которого состоял из трех человек: штурмана, пилота и механика. Такой экипаж стал единственным победителем в автомобильном зачете за всю историю «Дакара». Обычно побеждали экипажи состоявшие из штурмана и пилота или же одного пилота.
Во время первого ралли-рейда «Париж-Дакар» участники преодолели около 10 000 км маршрута, проложенного через Францию, Алжир, Нигер, Мали и Сенегал. Из 182 стартовавших экипажей гонку завершить удалось только 74.
Как мы уже упоминали, стартовал ралли-рейд в Париже. Однако парижские власти неоднократно выступали против такого мероприятия и в 1995 году они добились своего. С этого времени гонка стартовала в разных странах и, по сути, стала называться просто «Дакаром».
Нестабильность и вооруженные конфликты в Африке вынудили организаторов «Дакара» и вовсе отказаться от классического маршрута. А случилось это в 2009 году. Именно тогда марафон был проведен в Южной Америке, где проходит ежегодно.
Организатором пришлось приложить невероятные усилия для того, чтобы гонка все-таки состоялась. Дело в том, что большинство экипажей из Европы и добираться с транспортом и командой за океан было достаточно сложно как физически, так и в материальном плане. Тем не менее, участники не смогли устоять перед живописными и интересными трассами, а также великолепной организацией.
Современный «Дакар» проводится в начале года, а общая протяженность маршрута составляет около 10 000 км. В гонке принимают участие мотоциклы, автомобили, грузовики и квадроциклы. При этом транспорт делится на следующие категории.
Автомобили
К классу «Автомобилей» допускают транспортные средств массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп.
- Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники.
- Т2 — серийные модели внедорожников.
- Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International.
Грузовики
Класс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.
- Т4 — принимают участие в гонке.
- Т4-1 — включает серийные заводские модели.
- Т4-2 — включает модифицированные и усовершенствованные модели.
- Т4-3 — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин запчастями и ремонтом.
- Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд.
Мотоциклы
Класс «Мотоциклы» разделен на три группы.
- Marathon — практически не измененные серийные модели с объёмом двигателя не более 451 куб. см;
- Super-Production — модифицированные и усовершенствованные мотоциклы объёмом двигателя более 451 куб.см.
- К группе 3 относят квадроциклы с объёмом двигателя не более 500 куб. см.
Также стоит отметить, что ралли-рейд, который проходит в Африке по классическому «дакаровскому маршруту» называется Africa Eco Race. Это гонка проводится и по сей день.