Немного истории.
В древности торговый так называемый «Золотой путь» связывал Скандинавию и Персию. Еще Марко Поло около 700 лет назад описывал его в своей «Книге чудес мира». Термин «Шелковый путь» появился много позже – в XIX веке. Это обобщенное название всех караванных маршрутов, соединявших Европу и Азию от Средиземного моря до Китая.
История ралли-рейда «Шелковый путь» насчитывает уже четыре года, впервые гонка стартовала в 2009 году. Это первая многодневная гонка, инициаторами проведения которой стали президенты России Казахстана и Туркмении.
Общая протяженность трассы «Шелковый путь — 2009» составила
Ралли «Шелковый путь» был присвоен статус серии «Дакара» (гонка транслировалась на 150 стран мира).
Длительность рейда составила 9 дней. Старт был 5 сентября в Казани, финиш — 13 сентября в Ашхабаде.
В 2009 году в ралли приняли участие экипажи 62-х автомобилей и 21-го грузовика из 25-ти стран мира, в том числе такие известные автогонщики как испанец Карлос Сайнс, катарец Нассер Аль-Аттия, южноафриканец Жинель де Виллеарс, американец Марк Миллер, французы Кристиан Лавией и Филипп Гаш, голландец Жерар де Роой, россияне Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров.
В 2009 году от Украины в гонке в категории «внедорожники» принял участие экипаж Сергея Осадчего и Алексея Резникова на Toyota FJ Cruiser.
В итоге, в классе «внедорожники» победил Карлос Сайнс( команда Volkswagen). В классе «грузовики» первенствовал Фирдаус Кабиров («КАМАЗ-Мастер»).
В 2010 году прошел очередной выпуск международного ралли «Шелковый путь – серия Дакар», маршрут которого соединил на этот раз северную столицу России город Санкт-Петербург со столицей Олимпиады-2014 городом Сочи.
Следует отметить, что если во время первого, ралли-марафона вопросов относительно названия ралли не возникало, так как Туркмения, несомненно, лежала на историческом Шелковом пути, по которому средневековые караваны верблюдов и мулов везли шелк из Китая в Центральную Европу, то гонка по Европейской части России никак не совпадала с его маршрутом. Однако организаторы сослались на опыт «Дакара», переехавшего из Африки в Америку и «Шелковый путь» тоже стал просто брендом.
В 2010 году протяженность трассы была более 4000 километров и по сложности она не уступала ралли «Шелковый путь- 2009», а на отдельных участках она была даже более сложной, чем в прошлом году. Всего гонщики преодолели более 2 тысяч километров спецучастков. Трасса пересекала три природно-климатические зоны, что позволило участникам хорошо изучить регионы Северной и Центральной части России.
Старт ралли состоялся 11 сентября, и маршрут его прошел через такие города как Старая Русса, Вязьма, Липецк, Астрахань и завершился 18 сентября на берегу Черного моря, в городе Сочи.
От Украины в гонке в классе «внедорожники» принял участие экипаж Богдана Новицкого и Виталия Евтехова.
В итоге, весь пьедестал почета в классе грузовиков заняли представители «КАМАЗ-Мастер», так первое место заняли пилот Эдуард Николаев, штурман Вячеслав Мизюкаев и механик Владимир Рыбаков, Владимир Чагин — второе место, третьим финишировал прошлогодний чемпион «Шелкового пути» Фирдаус Кабиров.
В классе «внедорожники» предсказуемую победу одержал испанский «Матадор» Карлос Сайнс. Это второй подряд успех действующего чемпиона «Дакара» на «Шелковом пути». Второе и третье места также заняли гонщики команды Volkswagen катарец Нассер Аль Аттия и американец Марк Миллер.
Третий по счету внедорожный ралли-рейд «Шелковый путь-2011» стартовал 9 июля 2011 года с Красной площади в Москве. За неделю спортсмены преодолели почти
Заявки для участия в гонке подали почти полторы сотни экипажей, что в два раза больше, чем в 2010 году. Увеличилось количество участников из-за рубежа, приехали экипажи из Египта, Китая и Колумбии. Старт ралли перенесли из Петербурга в Москву, и учась на ошибках прошлого изменили время старта, гонку перенесли на лето.
Из 130 экипажей, стартовавших в Москве, до финиша в Сочи 16 июля добрались 75 машин.
В итоге победителем гонки в классе грузовиков стал экипаж чеха Алеса Лопрайса, в классе «внедорожники» — поляк Кшиштоф Холовчик (BMW X3).
7 июля 2012 года с Красной площади в Москве стартовал четвертый по счету ралли-рейд «Шелковый путь». В этом году наконец-то принял приглашение организаторов российского автомарафона легендарный Жан-Луи Шлессер, пятикратный обладатель Кубка мира по внедорожным ралли, двукратный победитель «Дакара». Также в ралли приняли участие пилоты из 25 стран.
Изначально планировалось завершить ралли-марафон 13 июля в Геленджике, однако из-за катастрофического наводнения в Краснодарском крае организаторы приняли решение перенести заключительный этап в Майкоп, где 12 июля и решился исход гонки.
Гонщик команды «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев победил в соревновании грузовиков.
До последнего момента казалось, что Эдуард Николаев, победитель ралли 2010 года, и Алес Лопрайс, обладатель золота 2011 года, имеют равные шансы на победу. Но на финише с лидерами стали происходить удивительные истории. Николаев полтора часа выбирался из болота, а Лопрайс застрял в реке.
В классе внедорожников лучшим стал россиянин Борис Гадасин из G-Force Motorsport.
Амбициозный победитель признался, что для него «Шелковый путь» – это лишь хорошая тренировка перед «Дакаром».