4to_takoe_kvadrocikl_1  Какой ATV купить и как его потом правильно эксплуатировать, как не ошибиться в выборе аксессуаров, советы по тюнингу для тех, кто любит «погорячее», тесты, обзоры и многое другое в нашей новой рубрике «КВАДРОЦИКЛЫ».

Что такое квадроцикл?

Аббревиатура  ATV расшифровывается как All Terrain Vehicle, что в дословном переводе на русский обозначает «транспортное средство для езды по всем поверхностям». У нас, в Украине, ATV как только ни называют — и мотовездеходами, и четырехколесниками, и квадроциклами, а зачастую просто, по-дружески, квадриками.
Согласно стандарту ANSI (американский институт стандартов), мотовездеход (all-terrain vehicle) должен иметь следующие признаки:
• шины, рассчитанные на низкое давление
• водитель сидит верхом на сиденье
• руль велосипедного типа
• быть одноместным или двухместным
Большинство мотовездеходов имеют 4 колеса, такие мотовездеходы называются квадроциклами или четырёхколёсниками. Некоторые мотовездеходы имеют 3 колеса (трайки или трициклы), есть также специализированные мотовездеходы с 6 или 8 колёсами.

2. Для начала немного истории

4to_takoe_kvadrocikl_2Самый первый квадроцикл (Quadricycle –англ.), а именно транспортное средство на четырех колесах с мотором, было разработано в английской компании Enfield Cycle Company. Эта компания продает свою продукцию под брендом Royal Enfield с 1890 года. Royal Enfield до сих пор успешно работает на рынке и считается старейшей действующей мотоциклетной компанией в мире.
 
Прародитель современного квадрика обладал мощностью  2.75 лошадиных сил, ну и скорость выдавал соответствующую)).
Эволюция первого квадроцикла привела к рождению первых автомобилей.

4to_takoe_kvadrocikl_3Но вездеходное транспортное средство для покорения болот, гор и грязи все-таки требовалось. Поэтому в 60-х годах прошлого столетия разработчики многочисленных компаний (более шестидесяти), в большинстве своем американских и японских, стали предлагать на рынке небольшие моторизованные амфибии. Это были внедорожные транспортные средства, конструкция которых позволяла им не только ездить по бездорожью, но и преодолевать водные преграды – такие как ручьи, небольшие реки, пруды и болота. Корпус таких аппаратов изготавливался обычно из твердого пластика, при этом они имели шесть колес (все ведущие) и шины низкого давления (3PSI или 0,21 бар). У этих машин не было никакой подвески, и руль они имели либо наподобие автомобильного, либо вообще рулили рычагами. которые могли передвигаться как по воде, так и по суше.

Итак, достоинства налицо – легкость в управлении, ездит по воде и по суше. Но недостатки тоже были . Амфибии были громоздкими и маломаневренными.  Была и еще одна причина для поиска альтернатив.
4to_takoe_kvadrocikl_4 Экономический кризис 70-х заставил производителей искать пути удешевления продукции.
Что же предложили изобретатели?
А просто сократили количество колес ровно вполовину. И если мотовездеход 6х6 стоил порядка $1500, то трехколесный «всепроходец» можно было купить всего за $600-800.
Когда на смену амфибиям пришли аппараты, которые сейчас называют мотовездеходами, ATV или квадроциклами, вышеописанные транспортные средства выделились в отдельный класс, который в английской транскрипции получил наименование AATV (amphibious all-terrain vehicles), а в отечественной часто называется миниамфибиями или просто амфибиями. Эти машины не такие быстрые, как другие ATV, зато они отлично ведут себя на небольших скоростях, вместительные и умеют плавать. Сейчас такие аппараты производят, например, американская MAX под одноименным брендом и канадская Ontario Drive&Gear Limited (ODG) под брендом Argo..

Самый первый мотовездеход сделала японская Honda в 1970 году. Тогда это был еще не квадроцикл, а трицикл – трехколесный аппарат получил модельное обозначение US90 (ATC90).

4to_takoe_kvadrocikl_5 Это был небольшой аппаратик с 4-ступенчатой коробкой передач и двигателем в 90 кубиков, предназначавшийся прежде всего для американского рынка. При этом он ездил на шинах очень низкого давления (2,2PSI или 0,15 бар) и за счет очень малого удельного давления на поверхность мог даже плавать, если вес седока был не очень большим. Правда, уже спустя несколько лет шины на первой модели пришлось заменить – слишком уж легко они прокалывались. Колеса остались широкопрофильными, но стали более прочными, и, соответственно, тяжелыми, и ни о какой возможности плавать уже речи не шло.
Стоит отметить, что те самые первые «дутые» шины обеспечивали аппарату и мягкость хода, играя роль подвески, так что ни в какой механической подвеске первые трициклы не нуждались. Когда от шин низкого давления пришлось уйти, появилась и механическая подвеска.
Первые трехколесники использовались, в основном, в развлекательных целях. Джеймс Бонд лихо разъезжает на Honda ATC90 в фильме Бриллианты навсегда.

4to_takoe_kvadrocikl_6Только в 1982 году все та же Honda представила модель ATC200E Big Red, которая уже имела и подвеску, и багажники, и могла использоваться уже не только для развлечения, но и в сугубо практических целях. Так появилась первая утилитарная модель трицикла. Возможность проехать там, где любые другие транспортные средства застревали, сделала эти аппараты популярными среди охотников в США и Канаде, а также среди любителей погоняться в естественных природных условиях. Вскоре свои модели стали представлять и другие производители кроме Honda.

 Правда, стоит отметить, что сделав свой первый трицикл, Honda так удачно его запатентовала, что стала монопольным владельцем прав как на конструкцию, так и на расположение двигателя. Поэтому копировать аппарат было крайне сложно – приходилось вносить изменения, которые делали его непохожим на хондовский оригинал, а это удавалось не всем и не всегда.

4to_takoe_kvadrocikl_7Первые трициклы долгое время отличались маломощностью – оно и понятно, зачем мощь аппаратам развлекательного характера. Но уже в 1981 году Honda представила свою топовую модель трехколесника — ATC250R – с полноценной подвеской, 248-кубовым 2-тактным мотором, пятискоростной трансмиссией с ручным переключением и передними дисковыми тормозами. В 1983 году появилась спортивная модель ATC200X уже с 4-тактным двигателем.
В 1980-х сразу несколько крупных японских производителей (Yamaha, Kawasaki), за исключением Suzuki, ринулись в ту же нишу, пытаясь потеснить Honda на рынке трициклов, но им не удалось продать особо много своих машин – Honda прочно заняла репутацию основного и почти что единственного производителя трехколесных моторизованных транспортных средств.
 
4to_takoe_kvadrocikl_8 Компания Suzuki же пошла по другому пути. Она не стала пытаться повторить успех Honda, а сделала ставку на все то же самое, только на четырех колесах. Первый квадроцикл был представлен Suzuki в 1982 году, это была модель QuadRunner LT125. Он позиционировался как «развлекательная модель для начинающих».

4to_takoe_kvadrocikl_9Уже спустя три года появился первый настоящий конкурент трициклов – модель Suzuki LT250R QuadRacer. Он отличался достаточно сложной конструкцией подвески, разработанной специально для долгих вояжей, 2-тактным двигателем с жидкостным охлаждением, и поначалу 5-и, а потом 6-скоростной трансмиссией с полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже не для «игрушек», а для вождения опытными водителями. 

Год спустя, в 1986, Honda ответила своим квадроциклом — FourTrax TRX250R. Свой аналог сделала и Kawasaki.
  
4to_takoe_kvadrocikl_10 В 1987 Yamaha представила новую модель четырехколесника с высокими эксплуатационными характеристиками. Это был аппарат Banshee 350, который позаимствовал силовой агрегат (2-цилиндровый, 2-тактный, с жидкостным охлаждением) у дорожного мотоцикла RD350LC. Это дало дополнительную мощность, до тех пор квадроциклам неведомую, но в то же время увеличило вес аппарата и снизило его управляемость в грязи. Тем не менее аппараты Banshee оставались до самого последнего времени очень популярными, особенно среди любителей ездить по песку.
4to_takoe_kvadrocikl_11 Вскоре после появления Banshee в 1987 Suzuki выкатила свою бомбу – модель LT500R QuadRacer. Двигатель стал еще мощнее, объем увеличился до 500 кубиков. Этот ATV заработал прозвище «Квадзилла» (по аналогии с Годзиллой) за свою мощь и скоростные характеристики. Во время тестов он показал максимальную скорость в 130км/ч и стал по тем временам самым быстрым квадроциклом на планете. Правда, уже в 1990 Suzuki прекратила выпуск этой модели, и «Квадзилла» стал настоящей легендой среди ценителей квадроциклов.

Одновременно стало набирать обороты и утилитарное направление развития квадроциклов. Производители убедились в том, что эти машинки можно использовать не только для развлечения, но и в сугубо практических целях.

4to_takoe_kvadrocikl_12В 1986 году Honda представила модель FourTrax TRX350 4×4, положив тем самым начало эре полноприводных квадриков (до того все они были заднеприводными). Вслед за Honda к той же теме обратились и другие производители, и с тех самых пор полноприводные модели квадриков остаются, пожалуй, самыми популярными на рынке. Ими пользуются охотники, фермеры, крупные землевладельцы , рабочие на стройплощадках, и т.д.
 
В конце 1980-х трициклы практически окончательно сдали позиции под натиском четырехколесников. Причем стоит отметить, что произошло это не столько из-за эксплуатационных характеристик, сколько из-за вопросов безопасности. Как известно, в США данному аспекту уделяется очень много внимания, а учитывая, что США были и остаются одним из ведущих рынков ATV, их мнение в данном вопросе фактически было решающим.
 
Поэтому в 1987 году в соответствии с соглашением, заключенным между ведущими производителями мототехники и Американской комиссией по безопасности потребительской продукции (U.S. Consumer Product Safety Commission), производство трехколесных моделей было полностью прекращено на американском рынке (и для оного), и почти полностью – на мировом. Было решено, что трехколесные модели, во-первых, обладают большей склонностью к опрокидыванию набок (из-за того, что их нужно было значительно более аккуратно заводить в поворот, нежели четырехколесные), во-вторых, значительно легче переворачиваются назад (из-за того, что вес задней части аппарата стабильно больше, чем передней). При этом трехколесные аппараты были очень популярны среди любителей погоняться, в первую очередь, из-за своего значительно меньшего по сравнению с квадроциклами веса. Действие соглашения закончилось в 1997 году, но, тем не менее, трициклов на рынке по-прежнему очень мало.
  С момента появления мотовездеходов в 1970-х годах и вплоть до середины 1980-х объем продаж этой техники постоянно рос, и в первую очередь, в США. В 1986г. этот показатель достиг пика в 535 тыс. проданных квадроциклов, после чего в течение следующих пяти лет их популярность стала резко падать. В 1991 году в США было продано всего 147 тыс. квадроциклов. Однако после этого мотовездеходы вновь начали набирать популярность и к 2007г. объем годовых продаж ATV в США приблизился к 1 млн аппаратов. 

3. Основные производители квадроциклов

По состоянию на текущий момент к числу основных мировых производителей квадроциклов можно отнести две американские компании – Arctic Cat и Polaris Industries, канадскую Bombardier Recreational Products (BRP) (производит квадроциклы под брендом Can-Am), японские Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha, а также тайваньскую Kymco и китайскую Hensim.
  Теперь что касается менее раскрученных и более специализированных брендов. В Европе квадроциклы производит немецкая Sachs. С недавних пор ATV стал производить авторитетнейший производитель мотоциклов австрийская КТМ. В 2004 году свой первый квадроцикл выпустила итальянская Aprilia. Из именитых производителей в нишу ATV недавно направилась и BMW. Результатом стал очень оригинальный гоночный квадроцикл GG Quad
Квадроциклы также производят много китайских и тайваньских фирм. Небольшие спортивные квадрики выпускает испанская Derbi. Немецкая E.-ATV Racing GmbH производит чисто спортивные квадроциклы на базе двигателей KTM и Ducati. C 1998 года при поддержке Suzuki квадроциклы производит южнокорейская Hyosung.

Украинская промышленность тоже внесла свою посильную лепту в разработку  мотовездеходов. ОАО Днепропетровский агрегатный завод , помимо иной мототехники, выпускает  и квадроциклы. В серийном производстве утилитарная модель CAIMAN ATV250 и спортивная VARAN ATV100.

 4to_takoe_kvadrocikl_13

 

4to_takoe_kvadrocikl_14

4.  Типы квадроциклов

Все изготавливаемые ныне в мире квадроциклы условно делятся на две большие группы – это спортивные и утилитарные машины. Условно все ATV можно разделить на утилитарные и спортивные. Первые предназначены для развлекательных прогулок и применения в хозяйстве, вторые — для спорта
Основные отличия аппаратов этих групп заключаются в следующем. Спортивные модели обычно меньше и легче, чем их утилитарные собратья. У них маленькие колеса. Привод у них на два колеса, а не на четыре. Они быстро набирают скорость, имеют ручную коробку передач и могут разгоняться до 145км/ч. Утилитарные модели ощутимо больше и тяжелее, у них полный привод и максимальная скорость не превышает 100км/ч. Они также могут перевозить небольшие грузы и буксировать прицепы. К первоначальному удивлению производителей, многие смогли приспособить ATV и для фермерских нужд.
 Все спортивные модели принято также разделять по признаку, для каких конкретно гонок они предназначены. Есть модели для мотокросса, есть модели для кросс-кантри, для гонок по песку, для холмистой местности, для езды по льду и снегу, для спидвея, для трофи, для дрэг-рейсинга, и т.д.
 
Порой некоторые производители или дилеры выделяют в отдельный тип туристические квадроциклы. Их же порой называют спортивно-утилитарными. Это модели, которые пытаются объединять преимущества и спортивного, и утилитарного вариантов, взяв от них обоих все лучшее.
 
В особый класс, как уже говорилось выше, выделяются 6-и и 8-колесные аппараты. Обычно это машины с полноценным пластиковым корпусом, который позволяет им играть вдобавок и роль амфибии, т.е. преодолевать небольшие водные преграды. Это машины многоместные, чаще всего рассчитанные на 4 человек. Привод у них может быть как на все 6 или 8 колес, так и на часть из них. Такие машины бывают не только на колесном, но и на гусеничном ходу. У них очень аляповатый вид, по мнению некоторых, напоминающий поставленное на колеса корыто. Эти машины обычно медленные (не более 40-50км/ч) и маломощные (до 30 л.с.). При этом у них зачастую нет руля, а управляются они рычагами и поворачивают за счет торможения всех колес с одной стороны. Правда, в последнее время уже появились модели миниамфибий с мотоциклетным рулем.
 
Существуют и детские модели квадроциклов, которые являются уменьшенными копиями своих «взрослых» собратьев. Детские квадрики обычно рассчитаны на детей в возрасте 11-15 лет. Их максимальная нагрузка – 60кг. Они достаточно просты в конструкции, лишены большинства присущих взрослым моделям удобных опций, чаще всего имеют маленький (до 50 кубиков) двигатель и могут разгоняться до 60км/ч.

5. Выбор квадроцикла

При выборе квадроцикла (пожалуй, как и при выборе любой другой техники) первый вопрос, на который нужно ответить потенциальному покупателю, это зачем ему нужен такой агрегат. Возможно, погонять по пересеченной местности на более устойчивом аналоге мотоцикла – это будет один вариант квадрика. Возможно, для комфортных путешествий на дальние расстояния в удаленных районах – это другой вариант. Возможно, для работы на приусадебном участке или просто для передвижения по нему – третий вариант. Или просто попонтоваться – тогда четвертый.

 При выборе квадроцикла стоит обращать внимание не только на марку, но и на основные характеристики и даже на страну-производителя. Например, американские квадроциклы (Arctic Cat, Polaris) – это всегда больший объем двигателя, больший расход, больший вес и бОльшая мощность. Японские квадрики, в общем и целом, более экономичные и отличаются большей надежностью (не стоит забывать, что родоначальником квадроцикла в современном его понимании стала именно страна восходящего солнца).
 
Также стоит отметить, что квадроциклы японских марок обычно менее навороченные, чем их американские собратья. Так, например, у большинства утилитарных квадроциклов Polaris тормозная система смешанная – передние тормоза дисковые, задние барабанные. У ATV от Arctic Cat и Bombardier (Can-Am) вообще дисковые тормоза – стандарт как для передней, так и для задней оси. А вот, например, практически все утилитарные квадрики Honda (кроме топ-модели) – с барабанными тормозами.
 
Кроме того, можно заметить, что для североамериканских марок утилитарных квадриков полный привод – это стандарт, а задний – редко встречающееся исключение. У японских же моделей они существуют вполне на равных – половина такие, половина такие.
 
Еще одно наблюдение – только американцы и канадцы в лице Polaris, BRP и Arctic Cat ставят на ряд своих моделей 2-цилиндровые двигатели. Японские аппараты, даже топ-модели, все одноцилиндровые (за исключением аппаратов от Kawasaki).

Большинство выпускаемых ныне квадроциклов – с 4-тактными моторами. Но встречаются еще и аппараты с 2-тактными движками. Модели с 2-тактными двигателями работают жестче, вибрируют сильнее, расходуют больше топлива, но при этом обычно имеют более высокие тяговые характеристики. Поэтому такие моторы чаще всего ставят на спортивные модели. Моторы с воздушным охлаждением проще в конструкции, чем с жидкостным, но могут перегреваться на жаре.
 
При выборе типа квадроцикла стоит учитывать, что если на этом аппарате предполагается ездить дома, в Украине, то выбор очевиден – это только утилитарный аппарат. Спортивный квадроцикл имеет смысл брать только в том случае, если ATV покупается исключительно с развлекательными целями, причем развлекаться предполагается в хорошую погоду и на хорошей (под хорошей имеется в виду не ровная, а прежде всего сухая) поверхности. Стоит помнить, что идеальная стихия для спортивных квадроциклов – песок, именно под песочное покрытие они в первую очередь и создавались, а много ли у нас на родине песчаных пейзажей…
 
Если же выбор сделан, и сделан в пользу утилитарного варианта, то советуем вам прежде чем начать выбирать из множества радующих глаз и ухо аппаратов авторитетных производителей, обратить внимание на такой достаточно молодой класс мотовездеходов как мотогрузовики (с большим задним багажником и продольным расположением кресел; другие определения – UTV, side-by-side) – возможно, эти транспортные средства больше отвечают вашим нуждам, особенно если ваш стиль и ваша работа – это скорее перевозка грузов, нежели преодоление лесных, горных, грязевых и иных препятствий.
 
Что касается конкретных производителей, то не беря на себя смелость давать рекомендации, которые могут быть сочтены высказываниями рекламного или антирекламного характера, отметим, что в мире квадроциклов, как в мире любых других товаров, есть свои проверенные временем и массами пользователей марки, которым можно отдать предпочтение, особо не скупясь. Это все лидеры рынка, обозначенные в списке ведущих мировых производителей ATV. Стоит или не стоит экономить, приобретая китайский квад, или поддерживать отечественного производителя, покупая украинский четырехколесник – решать только вам.
 
Кроме надежности и репутации известных марок, из объективных факторов стоит отметить тот факт, что брендовые ATV и ATV менее известных, в первую очередь, китайских производителей сильно отличаются качеством пластика. И если у первых он легко гнущийся, то у вторых он обычно слишком крепкий и склонен скорее ломаться, нежели гнуться – что плохо при столкновении с препятствиями. А стоит помнить, что при пилотировании квадроцикла столкновение с препятствиями (будь то природного или техногенного характера) – самое обычное дело, сам тип этих транспортных средств располагает.

6. Регистрация квадроциклов

По шоссе общего пользования кататься на квадроциклах нельзя, поэтому и регистрация данного транспортного средства в ГАИ не нужна. К тому же шины мотовездехода предназначены только для внедорожного применения и не рассчитаны на движение по полотну дороги. Плюс ко всему, на квадроциклах нет межколесного дифференциала в задней оси, что улучшает проходимость, но ухудшает управляемость: в повороте на жестком покрытии квадроцикл всячески стремится спрямить траекторию.

7. Эксплуатация и обслуживание

Так как производители квадроциклов, как правило, не стремятся выжать максимально возможную мощность из скромного литража, силовые агрегаты на ATV отличаются большим моторесурсом и высокой надежностью.
Трансмиссия (бесступенчатый вариатор) тоже достаточно надежна, и даже ремень вариатора от излишнего износа не страдает, так как всегда вращается при работающем двигателе.
4to_takoe_kvadrocikl_15 Поскольку эксплуатируется подобная техника, как правило, в условиях жесткого бездорожья (есть даже любители ездить по болотам), максимальному износу подвержена, в основном, ходовая часть. Особенно страдают сальники, манжеты, рулевые тяги и амортизаторы.
Вместе с тем, утилитарные модели (а именно на них приходится основная часть продаж) отличаются повышенной защитой всех жизненно важных узлов и агрегатов. И даже если вода попадет в вариатор (а в нем, к слову, предусмотрена специальная сливная пробка), он продолжит работать, как ни в чем не бывало.
Кстати, о воде: утилитарные квадроциклы отличает максимально высокое расположение всех воздухозаборников, а на моделях Yamaha – и бортовой электроники. В этой связи, хотя производитель и рекомендует при преодолении брода погружать колеса в воду не более чем наполовину, в случае особой необходимости этот предел можно и превысить.
Однако проводить самостоятельные эксперименты по определению максимальной глубины преодолеваемого брода мы настоятельно не рекомендуем: если квадроцикл все же «хлебнет» воды, реанимировать его в полевых условиях будет очень сложно.
ATV – аппарат, в принципе, всесезонный, и эксплуатировать его с успехом можно как летом, так и зимой. Вместе с тем, необходимо учитывать, что, во-первых, в глубоком снегу он может сесть «на брюхо» (в этой ситуации не спасут даже колесные цепи). Во-вторых, на квадроциклах стоят, как правило, аккумуляторы небольшой емкости; соответственно, при минусовой температуре их отдача снижается.
В остальном же, квадроциклы – очень и очень надежная техника. Четырехтактные двигатели имеют замкнутую жидкостную систему охлаждения, а мосты – герметичны, поэтому данная схема работает практически безотказно.
Кроме того, ATV универсальны, а на вторичном рынке очень медленно теряют в цене (трехлетняя модель ненамного дешевле новой), так что квадроцикл, помимо всего прочего, — это и весьма выгодное вложение средств.

 

Вместо послесловия…

Думаю, что квадроцикл позволяет «невозможное сделать возможным». А именно, на квадроцикле можно проехать там, где завязнет любая другая, даже самая подготовленная техника. Грязь – пожалуйста, песок – без проблем, в горы – с удовольствием, овраги – легко, болото – где наша не пропадала?, водоем?? – пожелайте нам семь футов под килем.
Но все это, конечно, при условии небольших доработок.
Заводская комплектация, пожалуй, хороша только для спокойных семейных загородных прогулок. Но и это тоже немало.
Если выбирать между воскресным сидением перед телевизором и поездкой за город на верном квадрике, не думаю, что шансы у телевизора велики. Свежий воздух, пейзажи, быстро сменяющие друг друга, ветер в лицо, шашлыки, в конце концов…
Лично я – за активный отдых, а Вы?
В Украине квадроциклетное движение только зарождается, и Вы можете пройти всю его эволюцию  вместе с нами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =