atv.3_10Современные утилитарные квадроциклы имеют, как правило, автоматическую коробку передач, поэтому управлять им сравнительно несложно: руль и ручка тормоза, как у велосипеда или мотоцикла, под большим пальцем рычажок акселератора. Рычаг коробки передач у ноги имеет пять положений H (вперёд), L (пониженная передача вперёд), N (нейтральная передача — для буксировки), R (задний ход) и P (паркинг). Ну и возможны несколько переключателей: разные режимы света (габариты, ближний, дальний), полный или part-time (задний) привод, кнопки управления лебёдкой, если она установлена.

Но есть свои особенности — для того, чтобы провернуть рулём передние колёса на стоящем квадроцикле, требуется значительное усилие. Ещё большее усилие, если передние колёса увязли в грязи или упёрлись в боковое препятствие.

Кроме этого, поскольку у аппарата четыре колеса, а не два, наклонить его в повороте для бОльшей устойчивости не получится, поэтому на приличной скорости рекомендую не сидеть в седле, а стоять ногами на подножках, перенося тело в сторону поворота для смещения общего центра тяжести квадроцикла с седоком. Или наклоняясь к рулю при подъёме на крутой склон. Или отклоняясь назад при спуске.

К тому же мы говорим об использовании аппарата не на ровной дороге, а на пересечённой местности, где длинноходные подвески, конечно, сглаживают неровности, но потряхивает сидящего изрядно, так что стоя — оно избавит пятую точку от синяков;). И, проезжая брод, имеет смысл встать коленями на сиденье, чтобы не замочить ноги.

Если вы едете по относительно ровной, твёрдой и сухой поверхности, имеет смысл использовать только задний привод — и скорость повыше будет, и расход топлива поменьше, и поведение квадроцикла будет больше похоже на поведение заднеприводной машины.


Преодоление препятствий

Брёвна, ступеньки
atv.3_1Брёвна и препятствия величиной до двух третей диаметра колеса квадроцикла (то есть высотой, примерно равной клиренсу квадроцикла), проходятся довольно просто:

  • включаем полный привод;
  • включаем пониженную передачу;
  • не торопясь подъезжаем перпендикулярно к препятствию (стоим на ногах, а не сидим);
  • перед самым препятствием рывком откидываем тело назад, стремясь поднять передние колёса в воздух или хотя бы их разгрузить (велосипедисты и мотоциклисты называют этот приём «встать на козла») — передние колёса забрасываются на препятствие;
  • затем съезжаем с препятствия с другой стороны и чуть поддаём газку — чтобы не остановиться и не зависнуть на брюхе и по инерции закинуть на препятствие задние колёса;
  • переезжаем через препятствие задними колёсами — дело сделано.

atv.3_2Если таки зависли на препятствии брюхом, то можно либо подтолкнуть квадроцикл вперёд, чтобы задние колёса зацепились за кромку препятствия, либо слезть и загрузить своим весом задние колёса, чтобы они гребли по земле и подталкивали квадроцикл вперёд, а дальше зацепились за препятствие. Ну и всегда есть вариант дёрнуть застрявший квадроцикл лебёдкой или на буксире.

С препятствиями размером с высоту колеса или больше следует обращаться аккуратнее:

  • обязательно вылезаем из седла и ведём квадроцикл «впроводку», с земли осторожно работая тормозом и акселератором, лучше даже вдвоём — по человеку с каждой стороны;
  • подводим аппарат к передней кромке препятствия, цепляемся за неё колёсами и аккуратненько закидываем передние колёса на грань препятствия (учтите, дадим сильный газ — квадроцикл может свечкой выпрыгнуть вертикально вверх и упасть обратно, но уже вверх колёсами. А заодно накрыть собой наименее проворных квадроциклистов);
  • {mosimage}затем один человек залезает на препятствие, наваливается на переднюю часть своим весом (чтобы квадроцикл не завалился назад) и продолжает работать осторожно с тормозом и газом, а второй подталкивает квадроцикл сзади;
  • также с подстраховкой от переворота опускаем сначала передние колёса с препятствия, затем задние — дело сделано.

Такой вариант требует недюжинных физических усилий, проворности и аккуратности. Поэтому, если есть возможность помочь лебёдкой или затянуть на препятствие второй квадроцикл на тросе с помощью уже перебравшегося первого — воспользуйтесь ею.

 

Склоны
atv.3_3Крутой короткий склон высотой до двух метров, вал земли в карьере, выезд на крутой берег и реки проходится следующим образом:

  • на пониженной передаче и полном приводе аккуратно подъезжаем к склону и заезжаем на него передними колёсами;
  • наклоняемся вперёд над рулём, может быть даже встаём ногами на передние скаты задних крыльев;
  • с подгазовкой, не останавливаясь, залетаем на вершину склона.

Полезно подстраховаться от переворота, закрепив на передней части квадроцикла стропу или верёвку, которую напарник, находясь наверху препятствия, вытягивает по мере выезда квадроцикла, прижимая морду аппарата к склону, таким образом не давая ему перевернуться назад и накрыть седока.

atv.3_4В случае, если склон слишком крутой или скользкий, когда колёса не удерживают квадроцикл на склоне, а также длинный крутой склон:

  • разматываем лебёдку и цепляем её за что либо подходящее наверху;
  • вытягиваем аппарат лебёдкой, одновременно помогая лебёдке колёсами (квадроциклист идёт рядом и ведёт аппарат «впроводку»).

Если лебёдки нет, используем альпинистскую верёвку:

atv.3_5

  • вешаем наверху склона петлю из короткого куска верёвки (скажем, вокруг дерева) с карабином или шаклом;
  • пропускаем длинную альпинистскую «статику»;
  • один конец верёвки привязываем к морде первого квадроцикла, второй — к задней проушине второго;
  • напарник на втором квадроцикле снизу тянет за верёвку, первый, помогая колёсами, «впроводку» ведёт свой аппарат вверх по склону.

 

Грязь, болото
atv.3_6Топкие места и расколбашеные колеи — стихия квадроцикла, не случайно на спортивных трофийных мероприятиях трассы самого проходимого класса автомобилей «Прото» обычно совпадают с трассами для ATV. Итак, для преодоления таких препятствий:

  • включаем полный привод и пониженную передачу;
  • если топкий участок короткий и без глубоких ям — пролетаем ходом, если длинный — аккуратно двигаемся, стараясь вести квадроцикл «внатяг», без пробуксовки колёс, по максимально твёрдым и высоким участкам поверхности;
  • если есть колея, то лучше выбрать такую траекторию, чтобы углубление колеи шло между колёсами квадроцикла, так меньше риск «повесить» аппарат на брюхо;
  • если начинается пробуксовка, полезно раскачивать квадроцикл ногами с боку на бок, не переставая при этом вращать колёсами;
  • если болото топкое, и квадроцикл начинает проваливаться на высоту колеса и глубже — слезаем с квадроцикла и ведём его «впроводку», возможно с напарником, подталкивая аппарат рулём вверх и вперёд, чтобы не тонул. В этой ситуации весьма полезен будет шноркель — велик риск залить двигатель.
  • следите за тем, чтобы в глубоком болоте не упереться передней подвеской или рамой в подтопленное препятствие — бревно, пень, камень;
  • если есть за что зацепиться лебёдкой или верёвкой — используйте их;
  • если есть сенд-траки а вы не хотите рисковать и не слишком торопитесь — выстилайте ими временную дорогу себе.


atv.3_7

atv.3_8Водные препятствия 

Брод
Неглубокий брод (до 50 см глубины) на квадроцикле можно проехать, даже не заметив его. Разве что ноги поднимите с подножек, чтобы не замочить.

Если вода подбирается к уровню сиденья (там находится воздушный фильтр), и у вас нет шноркеля — не рискуйте — зальёте двигатель, лучше найдите брод помельче.

При наличии шноркеля у вас появляется возможность преодолевать броды поглубже, но учитывайте следующее:

  • когда уровень воды подбирается к входному отверстию шноркеля — следите за тем, чтобы не захлестнуть его волной;
  • под водой квадроцикл становится неуправляемым, он может наклониться, наехав на камень на дне, его может начать нести течение — всё это — риск хлебнуть воды шноркелем;
  • вам самому тоже надо чем-то дышать и во что-то упираться ногами, управляя квадроциклом под водой, так что подумайте — может менее экстремальный найти объезд?


atv.3_9

atv.3_10Наведение переправы  

Самый простой способ — два бревна с берега на берег кладутся на расстояние, равное расстоянию между внутренними сторонами колёс квадроцикла и поперёк — длинная жердь между рамой и задними колёсами для того, чтобы предотвратить переворачивание квадроцикла.

На другой стороне препятствия цепляемся лебёдкой или тянем альпинистской верёвкой с берега.

 

atv.3_11

atv.3_12А затем партнёры работают бурлаками — либо идут по дну водоёма, либо тянут конструкцию верёвками с берега.Плот
Семь или восемь брёвен 2,5 — 3 метра длиной, диаметром 15 — 20 см, провязываются парой тонких жердей поперёк. Затем на плот с берега аккуратно закатывается квадроцикл и фиксируется верёвками на плоту.

atv.3_0

atv.3_14

atv.3_15
Конечно всегда можно придумать простые и достаточно надёжные приспособления, которые позволят вашему квадроциклу переквалифицироваться в амфибию и водные препятствия попросту переплывать;)  


Подъём квадроцикла
atv.3_16

atv.3_17

  • выбирается пара деревьев, стоящих друг от друга на расстоянии, чуть большем ширины квадроцикла;
  • на высоте 2,5 метра между ними вешается стропа с карабином или шаклом в центре;
  • через этот карабин или шакл пропускается лебёдочный трос или альпинистская верёвка, за которую будет тянуть второй квадроцикл;
  • в это время первый квадроцикл обвязывается другой верёвкой «аки тортик»;
  • к ней цепляется лебёдочный трос или верёвка от второго квадроцикла;
  • поехали — второй квадроцикл тянет, наездники помогают лебёдке, поднимая квадроцикл вверх за морду и багажник.


atv.3_18

 atv.3_19
 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − девять =