1Nissan-patrol-history_1После Второй мировой войны японская промышленность пребывала в ужасном состоянии. Практически все нужно было начинать с нуля. Японцы вполне логично решили не возиться со своим автопромом, а закупать машины в США. Тем более американские автомобили в 40-х годах по праву считались лучшими в мире.

Занимательно, что как раз США поспособствовала возрождению японского автопрома. Дело в том, что началась Корейская война, армии, потребовалось огромное количество внедорожной техники. Так как от Японии до Южной Кореи совсем близко, разумно было не везти автомобили из США, а собирать их у себя на заводах по образу американской техники.

Начало

Одной из первых, кто получил заказ на военный внедорожник, стала компания Nissan. Инженеры быстро разработали прототип, который сильно походил на американский Willys MB и в 1951 году первый Nissan Patrol с индексом 4W60 сошел с конвейера. С первого взгляда кажется, что перед нами полная реплика американского джипа времен Второй мировой только с правым рулем, характерной горизонтальной радиаторной решеткой и небольшим «горбом» на капоте.

1Nissan-patrol-history_2 
Но если рассмотреть детали, то видно, что японский вариант на порядок длиннее «американца» —  3615 мм у Patrol при базе 2207 мм против соответственно 3378 мм и 2032 мм у MB.

Размеры увеличились из-за рядного шестицилиндрового бензинового мотора Nissan NAK, который взяли у автобуса. Силовой агрегат имел объем 3,7-литра и мощность 75 лошадиных сил при 3200 об/мин и 206 Нм крутящего момента при 1600 об/мин. Масса автомобиля составляла 1.5 тонны. В остальном конструкция была очень похожа на американский внедорожник: четырехступенчатая коробка передач, подключаемый передний мост (раздатка без понижающей передачи), подвеска зависимая рессорная, тормоза гидравлические барабанные, а все узлы и агрегаты базировались на раме лестничного типа.

Через некоторое время наладили выпуск полностью закрытой версии с кузовом универсал. А уже в 1995 году с конвейера сошел модернизированный «Патрол» серии 4W61, оснащенный новым (также шестицилиндровым) мотором NB объемом 3,6-литра и мощностью 92 лошадиные силы. Позже ему на смену пришел Nissan NC объемом 4,0-литра, мощностью 105 лошадиных сил при 3400 об/мин и крутящим моментом 264 Нм при 1600 об/мин. Автомобиль стал на 50 кг тяжелее и разгонялся до 105 км/час. Экстерьер отличался выступающими фарами в стиле Willys CJ3, цельным лобовым стеклом и хромированными элементами.

1Nissan-patrol-history_3 
В 1958 году вышла улучшенная версия – Patrol 4W65. Автомобиль отличался дополнительными хромированными полосками на решетке радиатора и расширенной колеей, для которой понадобились новые крылья. Интересно, что передние крылья были очень похожи на крылья так и не вышедшего Willys CJ4, а задние навевали мысли о ГАЗ-67Б! Дело в том, что много «газиков» попало к американцам и японцам в качестве трофеев во время Корейской войны.

Также в 58-м Nissan выпустил восьмиместный универсал WG4W65 на удлиненной до 2500 мм базе и пожарная модификация с насосом и небольшим запасом воды или пеногенератором. В конце 1959 года в продаже появился переходной 4W66 Patrol с таким же мотором, но с увеличенной до 125 лошадиных сил мощностью. Продержался он на конвейере не долго – до середины 1960-го, когда в продажу поступило второе поколение – серия 60.

Основным отличием нового Nissan Patrol 60 стал кузов без выступающих крыльев, получивший новый линейный дизайн. Но боролись специалисты не за стиль. Благодаря уменьшенной ширине с 1700 до 1693 мм, удалось изрядно увеличить внутреннее пространство. На первом ряду теперь можно было сидеть втроем (узкое водительское сиденье и широкое пассажирское). Кроме того, все Patrol оснащали нормальными стальными дверьми (быстросъемными) со стеклоподъемниками. В качестве опции предлагади лебедку и два вала отбора мощности.

Всего производилось шесть типов кузова: кабриолет, короткий универсал L60 со съемным стальным верхом, удлиненный трехдверный универсал WG, пикап 62ZG60H (с конца 60-х), шасси для спецкузовов G60H-A и пожарная версия FH60. Также выпускали пятидверные универсалы малыми партиями.  По желанию можно было заказать кузов с откидным бортом, с распахивающимся бортом или с двухстворчатой задней дверью (только для закрытых модификаций). Сиденья заднего ряда располагали либо вдоль бортов, либо классически – поперек автомобиля.

Открытие Америки

Дополнительным поводом для изменения дизайна стал запланированный на начало 60-х годов выход на рынок северной Америки. Стоит отметить, что Patrol 60 имел все шансы на успех. Он был на порядок мощнее всех своих возможных конкурентов. Мотор от грузовика с клапанным механизмом OHV мощностью 134 лошадиные силы по SAE (125 л.с. DIN) против 72-сильного у Jeep CJ5 и 93-сильного у International Scout. Японский внедорожник оснащался механическими трех- или четырехпозиционными коробками передач. Специально для американских потребителей рычаг кпп вынесли на рулевую колонку. Снаряженная масса в зависимости от длины базы и типа кузова различалась в пределах 1540-1800 кг.

1Nissan-patrol-history_4 
Однако у машины так и не появилась автоматическая коробка передач и гидроусилитель (обязательные атрибуты для американских проходимцев конца 60-х – начала 70-х), а мощность мотора никогда не превышала 147 лошадиных сил по SAE (с 1965 года). Впрочем, этого вполне хватало, чтобы разгоняться до 125 км/час (с трехскоростной коробкой передач). Но главное – это то, что американцы не доверяли новой марке, тем более еще и японской (война ведь закончилась сравнительно недавно). Кроме того, свою роль сыграла плохая рекламная кампания (про машину знали немногие), и в итоге, Патрол второго поколения продавался из рук вон плохо. С 1961 по 1969 год было реализовано лишь 4000 машин.

1Nissan-patrol-history_5 
Однако автомобиль стал популярен в Азии, Латинской Америке и частично в Африке, в тех странах, где позиции Land Rover и Toyota Land Cruiser были слабы. Также к новому Patrol начали проявлять интерес индусы. В 1969 году на предприятии Vehicle Factory Jabalpur – VFJ – началось производство лицензированной копии под названием JONGA. Машина продержалась на конвейере 30 лет, интересно, что в 1996 году предприняли попытку заинтересовать гражданских покупателей установкой дизельного мотора фирмы Hino. Но низкое качество, устаревшая конструкция и дизайн не привели к успеху.

В 1980 году на место ветерана серии 60 приходит новое поколение Nissan Patrol 160. На японском рынке он продавался под именем Safari, в некоторых странах Южной Америки внедорожник носил название Samurai. От предшественника автомобиль отличался комфортным четырехдверным кузовом (база увеличилась почти до трех метров), современным на тот момент «квадратным» дизайном экстерьера. Длина внедорожника составляла – 4690 мм, ширина – 1690 мм, а высота – 1805 мм. Короткообразный кабриолет с дугой безопасности и съемным жестким или откидным мягким верхом, а также пожарная модификация – остались. В зависимости от выбранной комплектации устанавливали либо две откидные лавки по бортам, либо складной третий ряд сидений.

1Nissan-patrol-history_6 
Новый «Патрол» получил современную пластиковую приборную панель (раньше была стальная), хорошую шумоизоляцию с ковровым покрытием пола. Максимальная комплектация оснащалась кондиционером, электростеклоподъемниками и прибором под названием «кренометр». В некоторых версиях штатная магнитола располагалась весьма специфично – между водительским и пассажирским сиденьями вертикально.

Шасси внедорожника эволюционировали. Рама, жесткие мосты на рессорах, подключаемый полный привод, двухступенчатая раздатка остались. Однако, появились автоматические муфты включения передних полуосей (был вариант и с механическими), гидроусилитель руля и задний межколесный дифференциал повышенного трения. Еще Patrol 160 получил новые тормоза (спереди дисковые вентилируемые) с вакуумным усилителем.

Стандартный мотор остался рядный карбюраторный шестицилиндровый OHV объемом 4,0-литра развивающий 130 лошадиных сил при при 3600 об/мин (крутящий момент 294 Нм при 1600 об/мин). Также покупатели могли выбрать вариант с атмосферным дизельным силовым агрегатом объемом 3,2-литра и мощностью 95 лошадиных сил при 3600 об/мин (крутящий момент 294 Нм при 1600 об/мин). Он не был особо экономичен (расход топлива составлял примерно 12–18 литров на 100 км), зато мог работать без ощутимого ущерба, даже на советском дизеле. Максимальная скорость автомобиля, что на бензиновом, что на дизельном моторе одинаковая – 130 километров в час.

В 1983 году Patrol обновили: вместо круглых фар появились прямоугольные. Изменился салон, появилась пятиступенчатая коробка передач (немного позже автоматическая коробка на три ступени) и быстроходные моторы. Новый карбюраторный двигатель объемом 2,8-литра развивал мощность 134 лошадиные силы, а дизельный двигатель получил турбонадув, за счет этого мощность возросла до 120 лошадиных сил. Скорость версии с бензиновым двигателем увеличилась до 150 км/час (позже до 160 км/час).

Также в 83-м появилась испанская версия Ebro Patrol. Позже название поменяли на Nissan. Главное отличие – упрощенная комплектация и бюджетный четырехцилиндровый дизельный мотор объемом 2,7-литра развивающий 70 лошадиных сил. В конце 80-х производство модели было окончательно перенесено в Испанию. Автомобиль переименовали в 260, он немного раздался в размерах за счет расширителей колесных арок и получил практически те же моторы, что и японское семейство. Выпускали модель вплоть до 2003 года.

В 1987 году Nissan представляет новый Nissan Patrol GR (Grand Raid – в честь успехов команды Nissan в ралли). Автомобиль оснастили рычажной пружинной зависимой подвеской всех колес, а колею расширили, из-за этого кузов пришлось дополнить раздутыми подштамповками, которые имитировали отдельные крылья легковых машин 30-х годов. Благодаря увеличенной ширине и новой подвеске, автомобиль отлично управлялся и обеспечивал высокий комфорт при езде.

Так как Patrol набрал вес, его оснастили новыми двигателями – бензиновым и дизельным одинакового объема 4,2-литра, и мощностью 170 л.с. у бензиновой версии, и 115 л.с. у дизельной. С бензиновым мотором внедорожник разгонялся до 17- км/час. Для европейского рынка предлагался экономный трубодизельный силовой агрегат 2,9-литра мощностью 115 л.с.

1Nissan-patrol-history_7 
Patrol GR и испанский Patrol 260 запомнились многим как яркие представители первой волны иномарок, которые массово завозили в СССР в конце 80-х годов. Тогда, японские внедорожники казались пределом совершенства. Их конструкция была проста (эпоха электроники еще не наступила), они редко ломались и отличались ремонтопригодностью. За счет самоблокирующегося дифференциала и мощных тяговитых моторов Patrol имел отличную проходимость на бездорожье. Чуть позже, в 90-х внедорожник стал объектом поклонения любителей тюнинга. Даже сейчас в некоторых кругах Nissan Patrol 260 и Patrol GR ценятся довольно высоко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + восемь =