Для внедорожного путешествия бензопила является весьма полезным и незаменимым атрибутом снаряжения. А для участия в некоторых троффи-рейдах — так и вообще, остается обязательным инструментом, который должен быть в наборе у зарегистрированного участника.
К сожалению, далеко не все водители знают и умеют правильно ею пользоваться. Да и сам по себе инструмент этот небезопасный, можно сказать, такой же экстремальный, как и машины для самих рейдов и ралли. Думается, что не будет лишним пробежаться по основным пунктам эксплуатации бензопилы и попробовать научиться орудовать ею с профессиональной легкостью.
Как уверяют лесорубы со стажем, для комфортной работы пилой необходим целый комплекс навыков, нарабатываемый лишь с большим опытом. Правда, некоторые принципы, все же, могут освоить все желающие. И тогда расчистка тропы от поваленных деревьев или заготовка дров для костра станет более легким и быстрым делом.
Заточка: правильно и регулярно
Для начала стоит обратить внимание на заточку зубьев. В этом процессе важно правильно выбрать угол, для чего используют специальный шаблон (его можно приобрести отдельно). Вещь весьма полезная, особенно для тех, кто держит пилу лишь от случая к случаю. Конечно, и с шаблоном обращаться придется научиться, так как за ним нужен глаз да глаз: во время заточки необходимо постоянно следить за его направлением. Полезный совет: не спешите. Лучше потратить чуть больше времени, но не слишком измотаться, затачивая зубья.
Важно не только наточить, но и сохранить остроту зубьев. Зачастую, новички, обрезая низко расположенные ветки или расчищая территорию от кустов, задевают грунт. Казалось бы — металл тверже, и должен выдержать. Но это далеко не так: зубья стачиваются о землю, словно об абразив. Профессионалы советуют: цепь стоит выбирать с твердосплавными зубьями. Она на порядок дороже, но зато выдерживает касание грунта, да и вообще, прослужит дольше.
Высота выступов: выравнивание
Кстати, острые зубья еще не гарантируют качественной работы. Нужно контролировать еще и за правильную настройку ограничительных выступов. Они не должны быть слишком высокими — так зубья просто-напросто не будут добраться до древесины. Для их выравнивания также используют особый шаблон.
Натяжение цепи: постоянный контроль
Натяжение цепи не особо влияет на скорость работы, зато неправильный натяг приводит или к быстрому износу шины, или вообще — к соскакиванию цепи во время работы. Правильная степень напряжения определяется так: когда цепь тянешь рукой в центральной части шины и она слегка отходит, но направляющие остаются в прорези шины.
Полезный совет: во время работы с бензопилой натяг стоит контролировать каждые минут десять — цепь постоянно будет нагреваться, отчего она, естественно, удлиняется.
Запуск пилы: продувка
Пила, если с ней все в порядке, должна запускаться без особых проблем. Правда, бывает, что свечу заливает топливом, и тогда инструменту необходима продувка. Профессионалы советуют всегда держать при себе свечной ключ, чтобы вовремя выкрутить свечу. Затем пилу переворачивают колодцем свечи вниз и несколько раз резко дернуть стартерный трос. По идее, лишнее топливо должно испариться (может вылиться, если много). Саму свечу лучше протереть, или даже прокалить. стартера.
Особое внимание при запуске обратите на торможение цепи. При любом способе запуска (с земли или на весу) нужно влючить инерционный тормоз. В ином случае цепь будет двигаться и может пропилить грунт, а то и поранить лесоруба.
Обрезка веток: внимание, и еще раз внимание
Большие деревья без особой подготовки валить вообще не советуют. Легче, да и правильней будет заняться распилкой уже лежащих на земле бревен. Оптимальная высота для работы бензопилой – на уровне бедра или чуть ниже. Если есть устойчивое положение, можно работать на уровне груди. Выше поднимать пилу не надо: ее станет весьма сложно контролировать, а значит, инструмент становиться опасным для нас.
Для начала избавляемся от веток. Следите, чтобы ствол находился между вами и бензопилой. Большое количество веток повышает риск задеть за них передним верхним концом шины. Тогда инструмент может резко и очень быстро отпрыгнуть вверх, и в случае, если пила будет точно перед вами, ее целью окажется… ваше лицо. Совет: ветка нетолстая и висит горизонтально — направление распила должно идти сверху вниз. Ветка висит вертикально – пилить надо в сторону ее наклона. Отпилив ветки с одной стороны бревна, переворачивайте его и принимайтесь за оставшиеся. Распилка: чтобы шину не зажало Еще до распилки бревна нужно удалить опиленные ветки и ближние кусты, расчистив место для действия.
Разделку следует начать с вспомогательного пропила. Он позволит избежать зажатия шины. Если нужно отпилить висящий конец бревна, вспомогательный пропил делается снизу (примерно на треть диаметра), и лишь затем допиливается до конца сверху. В случае, когда шину все же зажало, не дергайте пилу попусту. Так можно еще и цепь повредить, или погнуть шину. Следует просто остановить вращение цепи и пошатать бревно в направлении, параллельном пилению. Шина должна освободиться сама.