Бомбардье всегда верил, что качественный продукт будет продаваться и без особой рекламы. Он не уставал повторять, что если продукция полезна и добротно сделана, то покупатели и так будут платить за нее. Что, в общем-то, они и делали.
Именно этому человеку мы обязаны появлением таких экстремальных машин, как снегоход. Какова же история этого изобретателя и его изобретения?
Человек, изобретший снегоход, — Жозеф-Арман Бомбардье — родился 16 апреля 1907 года в провинциальном канадском городке Валькур (Квебек).
Местечко это, скорее, было большой деревней, основным видом деятельности местных жителей было сельское хозяйство. Мать Жозефа-Армана Анна Гравел и отец Альфред Бомбардье тоже были фермерами, а позже занялись торговлей. Будущий инженер-изобретатель был старшим из их восьми детей.
Открытие на заднем дворе
В преддверии нового, 1923 года вся семья Бомбардье собралась во дворе дома. Старший сын, Жозеф-Арман, обещал всем некое необычное представление: он что-то там такое изобрел, от чего у всех глаза на лоб полезут. Называлось чудо — механические сани.
Немного потомив публику, изобретатель вывез из сарая странный механизм, который младшим детям показался «странным механическим зверем». На прикрепленных друг за другом санках был установлен движок Ford T, к которому крепился огромный самолетный пропеллер. Под изумленными взглядами взрослых и радостные восклицания детворы юный «Кулибин» и его брат Леопольд завели двигатель и, сметая страшными потоками ветра снег, выкатили со двора. Брат управлял этим механическим зверюгой по средствам привязанных к полозьям веревок, а сам Жозеф-Арман внимательно следил за силовым агрегатом.
В тот раз прототип снегохода братьев Бомбардье преодолел примерно 1,5 километра. Но не где-нибудь в поле или на окраине, а по самой главной улице их городка! Впрочем, у отца такая прогулка особого восторга не вызвала: глава семьи резонно заметил, что пропеллер, находяст в открытом виде, представляет собой немалую опасность, и сани… пришлось разобрать. Хотя в тот день, правда, не у всех на глазах. А в сторонке, отец признался Жозефу-Арману, что гордится им.
После этого случая родители отправили изобретателя в Шербрукскую семинарию, где он стал священником (это было в семейных традициях). Но и там его пытливый ум был занят разработкой новых инженерных решений. Даже на уроках Закона Божьего он мечтал о машине для езды по глубокому снегу, коего в Канаде было очень много. Зимой, так и вообще, множество мелких поселений (включая и его родной Валькур) оказывались отрезанными от окружающего мира.
И вот, прибыв домой на каникулы, Бомбардье берется за работу с новой силой. Новые аэросани тоже были весьма просты в конструкции: это были двое санок с приделанным фордовским мотором и пропеллером собственного изготовления. Всего через неделю работ на заднем дворе новоиспеченный изобретатель проехал на примитивном своем снегоходе через весь родной городок!
Учеба в семинарии оказалась не долгой: родители все же сдались, и Жозеф-Арман устраивается на работу в одну из автомастерских Монреаля. В городе он оканчивает курсы электроники и механики, занимается не только практическими упражнениями в технике, но и подковывается теорией. Ко всему, в процессе самообучения он овладевает английским языком, на котором было издано большинство технической литературы.
Долгий путь
В 1926 году Бомбардье возвращается в отчий дом и открывает уже собственную автомастерскую. В этом деле он задействовал всю семью: и отца, и братьев. К умельцу обращаются все, и не только с жалобами на машины; приходят и с поломанными утюгами, домашней техникой, насосами и т.п. Но главной мечтой Жозефа-Армана остается постройка легкого и маневренного снегохода для перевозки одного-двух человек. К тому времени в мире уже появилось несколько элегантных решений для передвижения по снегу, но у всех у них были свои недочеты и минусы. Так, изобретение русского инженера Сергея Нежданова (1903 год) могло ехать лишь по открытой и ровной местности, а подъемы ему были не под силу. А масса мощного трактора-снегохода с гусеничным приводом Элвина Ломбарда (1901 год) составляла целых 20 тонн! В общем, расти еще было куда.
И Бомбардье начинает исследовательскую работу, тщательно изучает и пробует он все возможные варианты, все возможные конструкции. Еще одной попыткой стал в 1928 году автомобиль Ford T, ставший на лыжи. Но автомобильные двигатели были тяжелыми, с ними легкого снегохода не вышло. Тогда Жозеф-Арман конструирует собственный двигатель. Его постройка была завершена к 1933 году, но и он был не идеальным: мотор быстро перегревается.
Изобретатель был на грани отчаянья. Работы могли и вовсе прекратиться, если бы не трагическое проишествие в его родной семье, доказавшее необходимость использования снегоходов. Зимой 1934 года двухлетний сын Бомбардье Ивон умер от перитонита — его попросту не смогли вовремя отвезти в больницу из занесенного снегом Валькура. Теперь Жозеф-Арман взялся за создание снегохода с удвоенной силой.
Уже через год он разработал армированное хлопком резиновое гусеничное полотно и обрезиненные зубчатые колеса для привода таких гусениц. Теперь удалось избавиться от тяжелых стальных гусениц. Патенты на их производство Бомбардье получает только в июне 1937-го.
Сразу же после публикации содержания изобретений Жозефа-Армана в патентном вестнике, ему поступает сразу несколько интересных предложений по продаже патентов крупным автомобильным компаниям. Но Бомбардье полон решимости показать миру свое детище лично, на появление которого ушло целых десять лет.
Изобретение всей жизни
Уже в 1936-1937 годах изобретатель начинает выпускать свою первую коммерческую модель снегохода В7. Литера «B», естественно, означала «Bombardier», а цифра семь — количество помещающихся на сани пассажиров. Этот снегоход имел закрытую автомобильную кабину, развивал скорость 40 км/ч и легко преодолевал полуметровые сугробы. Всего за первый год было продано семь таких машин. Первыми покупателями B7 стали сельские ветеринары, врачи и, как ни удивительно, владельцы похоронных контор.
Еще одно решение Бомбардье — он всегда парковал свои мотосани напротив крупнейшей редакции, а так как снегоходы тогда были в диковинку, освещение этого чуда техники в прессе было гарантировано.
Обороты предприятия все время росли. В 1940 году Бомбардье уже мог позволить себе построить целый завод, на котором выпускали 200 машин в год. С началом Второй мировой войны заводы Бомбардье начали выпуск бронированных снегоходов для армии. Всего за годы войны было выпущено 1900 бронеснегоходов.
Мечты сбываются
Уже после войны, в 1958 году Жозеф-Арман начинает разрабатывать легкий снегоход на основе современных компактных двигателей. В 1959 году он продемонстрировал свой принципиально новый вариант мотосаней — названные тогда Ski-Doo, они стали прототипом всех современных машин для передвижения по снегу.
Так осуществилась мечта изобретателя: теперь весь мир использует снегоходы, и не только в экстренных случаях. Появился новый вид спорта, новый вид активного отдыха, охвативший множество людей по всей планете.
Ссылки по теме:
Краткая история снегоходов
Правильная посадка на снегоходе
Прыжки на снегоходе!