Дорожная книга – верный помощник в прохождении трасс на ралли-рейдах. Если, конечно, уметь с ней работать, не лениться и досконально изучать ее даже за день до соревнований и чемпионатов.
Упрощает работу с легендой применение GPS-навигатора. Кстати, по этой причине использование их полноценных моделей запрещено на Дакаре. Как известно, навигация по GPS ориентируется на определенную заданную точку или на конкретный курс. Давайте рассмотрим, как это работает в жизни.
На п. 52 (фото 1) приходится пробираться через барханы, дорога, в принципе, заканчивается, следуем курсом 033.
Через 400 метров мы должны попасть в точку 291. Организаторы здесь, конечно, перестраховались и предложили и точку, и заданный курс. Практика показывает, что первый вариант более простой.
Как советуют профессионалы, постоянно сверяться с навигатором во время езды необязательно. При появлении на экране относительно правильного курса, выбирайте на горизонте определенный ориентир и направляйтесь к нему (конечно, учитывая сам курс). Такая техника дает возможность полноценно управлять вездеходом, а не отвлекаться на поиски конкретных цифр на приборах.
Здесь (фото 3) ситуация другая: мы должны перемещаться не по песку, а по малозаметной дорожке. Для контроля правильного направления предоставлен выходной курс. Совет эксперта: после позиции дорога может сильно петлять и извиваться, не нужно пытаться поймать там выходной курс. Курс установится, когда дорога выпрямится.
А вот весьма интересная позиция (фото 4). При подъезде к позиции с курсом, обратите внимание на ВХОДНОЙ курс и сравните его с ВЫХОДНЫМ курсом в книге. Тогда станет понятно, куда отправляться дальше и как может измениться общее направление движения. Если к данной позиции вы заходите с курсом 70, а выход, как видно, тоже 70, то такую позицию можно преодалеть без помех, просто проехав прямо, что сэкономит ваши силы и время.
Тут (фото 5) тоже ничего трудного. От позиции 145 едем на точку 269 или курсом 230. На 146-й пoзиции не ставим oтметку на КП, и двигаемся дальше, не меняя направления, курсом 230. Через 500 метров на п. 147 в точке 269 уходим на курс 240, а это тот же самый курс, что и прежде, и выходим на точку 270. Организаторы явно перестраховались и здесь. Запутаться весьма сложно.
НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Для того, чтобы пользоваться легендой, необходимо оборудовать кокпит перемоткой легенды (механической или с дистанционным приводом); специальным раллийным одометром с возможностью тарировки (часто используется два одометра – основной и запасной); GPS-навигатором для определения курса (чаще всего используется как компас, так как навигация по карте обычно запрещена); повторителем курса (маленькой коробочкой, на которой ярко высвечивается курс (цифры), чтобы не отвлекаться на монитор GPS).
Также возможна установка специального прибора, который будет сообщать о превышении дозволенного уровня скорости.
На фото 6: 1 – клавиши дистанционного управления одометрами; 2 – джойстик управления перемоткой легенды.
На фото 7: 1 – раллийный одометр с возможностью тарировки; 2 – повторитель курса; 3 – перемотка легенды; 4 – запасной одометр; 5 – GPS-навигатор.
Конечно, настоящий опыт придет со временем, практикой и с бесчисленным количеством изученных дорожных карт. У вас выработается собственная техника маркировки позиций, и дорожные карты перестанут быть для вас китайской грамотой.
Читаем дорожную карту правильно (часть 1)
За рулем