Австрийская компания Steyr-Daimler-Puch широко известна во всем мире своими внедорожниками и уникальными разработками в области полного привода. Именно поэтому ее инженерный опыт активно используют многие автомобильные концерны, поручая компании не только разработку, но и промышленный выпуск полноприводных модификаций своих моделей. Таким вот образом и оказались на конвейерах завода в Граце полноприводные версии таких популярных автомобилей, как FIAT Panda, Mercedes-Benz E-класса, VW. Но речь не о них. С конвейера этого завода для армии Австрии и Швейцарии сходил легендарный Puch G230 (в гражданской версии знаменитый Gelendwagen) Там же был разработан уникальный вездеход, выпуск которого продолжается уже более 30 лет. Имя ему — Pinzgauer.
Командирский вездеход Pinzgauer 712 K 6×6
Основой конструкции модели Pinzgauer стал маленький вездеход Haflinger. А поводом для создания новой конструкции послужил заказ швейцарской армии, в котором были оговорены основные особенности будущей машины: полная масса — до 3,5 т, возможность буксировать прицеп массой до 1,5 т, клиренс — не менее 300 мм и диаметр поворота — не более 11,5 м. Предполагалось, что созданный в результате многоцелевой автомобиль должен иметь габариты 4500х1800х2000 мм и проходимость не хуже, чем у модели Haflinger. Особый упор делался на способности внедорожника передвигаться в условиях горной местности.
Пожарный Pinzgauer 712 6×6 с 4-цилиндровым бензиновым мотором
Так же как и Haflinger, Pinzgauer был разработан коллективом инженеров под руководством Эриха Ледвинки — сына знаменитого Ганса Ледвинки, бывшего главного конструктора завода Tatra. По-видимому, именно это обстоятельство объясняет конструктивное сходство машин, рождавшихся за чертежными досками в Граце, с конструкциями из чешского города Копрживнице. И действительно, такие непривычные решения, как хребтовая или, как ее еще называют, трубчатая рама со скрытыми внутри нее приводными валами и качающиеся полуоси (последние исключали применение внутренних шарниров в приводах колес), мы встречаем на машинах как с эмблемами Steyr, так и Tatra.
Верность Эриха Ледвинки отцовским «заветам» значительно облегчила и создание на базе двухосной машины трехосного варианта — трубчатая конструкция шасси с независимыми подвесками всех колес позволяла добавить еще один мост без больших трудностей.
Спецшасси Pinzgauer 712 T 6×6
За работу по созданию вездеходов Pinzgauer взялись в 1968 году, а уже 17 мая 1971-го первые серийные экземпляры были приняты представителями армии Швейцарии. Что же касается трехосной версии, то она была освоена заводом годом позже. Кстати, в том же 1972-м в свободную продажу поступили и гражданские версии автомобилей. О том, что конструкция машины оказалась удачной, свидетельствуют как история применения вездеходов в операциях ООН и положительные отклики армейских спецов стран Южной Америки и Африки, так и сам факт сохранения производства этих моделей в двадцать первом веке.
Санитарный Pinzgauer 712 AMB 6×6
Чем же интересны эти машины? Их внешний вид сугубо утилитарен и прост. В них нет даже намека на аэродинамику и соответствие веяниям моды. Впрочем, в прямоугольных формах кабины и плоских панелях видна скорее экономическая подоплека — для их производства не требуются дорогостоящие штампы. Все Pinzgauer оборудованы откидными ветровыми стеклами, а часть машин снабжалась еще и тентованной крышей. В последнем случае при сложенном тенте, опущенном лобовом стекле и снятых боковинах машина получалась очень «низкорослой», что облегчало ее маскировку в боевых условиях.
Размер колесных ниш обеспечивает достаточный зазор между шиной и аркой и исключает скопление грязи, затрудняющей беспрепятственное вращение колес. При взгляде сбоку в глаза бросается защитный деревянный брус, как бы разделяющий машину на кузов и шасси. А прямо под ним в пределах базы расположен бензобак, покрытый толстым слоем антикоррозионной мастики и ящики для аккумуляторов и инструмента.
Специальный Pinzgauer 712 MK 6×6
Крутящий момент от двигателя передается с помощью карданной передачи раздаточной коробке с рядом понижающих передаточных чисел. Последняя наполовину скрыта внутри рамы-трубы, идеально защищающей приводные валы от механических повреждений. Дальнейшая передача момента осуществляется через коническую зубчатую пару со спиральным зацеплением, ведомая шестерня которой связана с полуосью. А качание полуосей в вертикальной плоскости возможно благодаря обкатыванию зубьев ведомой шестерни по зубьям ведущей при одновременной передаче момента.
Тентованный Pinzgauer 712 M 6×6
Что интересно, правые полуоси компоновочно не являются продолжением левых, а несколько смещены назад, что, впрочем, не оказывает отрицательного влияния на управляемость машины. Что же до конструкция подвески, то она дает возможность перемещения каждого колеса на 200 мм. Мощные телескопические амортизаторы двойного действия работают в паре с упругими пружинными элементами переменной жесткости.
Штабной Pinzgauer 710 K 4×4
В трехосных же машинах в качестве упругих элементов двух пар задних колес применяют параболическую рессору. По заказу в конструкцию задней подвески может быть введен пневмоэлемент, поддерживающий вне зависимости от нагрузки величину дорожного просвета на постоянном уровне. Что же касается самого клиренса, то его величина — 335 мм — получена как благодаря использованию шин размером 245/75R16, так и колесным редукторам с передаточным отношением 2,266.
Универсальный Pinzgauer 710 M 4×4
Силовой агрегат располагается за осью передних ведущих колес продольно. Преимущества такого расположения очевидны: лучшее распределение массы по осям и хорошая защищенность. Первоначально на автомобили устанавливали 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (и здесь все в духе традиций Tatra!), развивающий при рабочем объеме 2,5 л мощность 87 — 92 л.с. при 4000 об/мин и максимальный крутящий момент 180 — 185 Нм при 2000 об/мин. Степень сжатия была невысока и составляла 7,5 или 8,5, что позволяло ему работать на бензине низкого качества.
Специальный Pinzgauer 710 MK 4×4
И лишь в 1987 году при единственной за 30 лет модернизации автомобиля «линейка» силовых агрегатов пополнилась рядным 6-цилиндровым дизелем концерна VW рабочим объемом 2,4 л. Правда, в связи с тем, что «шестерка» отличалась большей длиной, на передней панели машины пришлось соорудить что-то вроде капота. Дизель с турбонаддувом мощностью 104 л.с. при 4250 об/мин и максимальным крутящим моментом 195 Нм при 2500 об/мин чаще всего блокируется не со стандартной 5-ступенчатой коробкой передач, а с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией, что существенно облегчает освоение автомобиля молодым бойцом.
Шасси Pinzgauer 710 T 4×4
А между тем специфика управления этим внедорожником весьма любопытна. Дело в том, что все мосты автомобиля оснащены блокируемыми (с места водителя) дифференциалами, а бездифференциальная раздатка имеет синхронизированные передачи (передний мост на хороших дорогах необходимо отключать). Благодаря гидросистеме блокировок межколесных дифференциалов инструкция разрешает блокировать их на ходу.
Передний ведущий мост автомобиля с колесным редуктором и барабанным тормозом
Военное происхождение машины чувствуется во многом. К примеру, в его конструкции рационально используется множество одинаковых узлов и деталей, что облегчает их замену в сложных условиях. Все привода колес, полуоси и тормоза — взаимозаменяемые. Подвеска не требует шприцевой смазки. Предельно сокращен и прочий объем техобслуживания автомобиля. Система электрооборудования автомобиля рассчитана на напряжение 24 V и имеет в стандарте две аккумуляторные батареи.
Автомобили Pinzgauer выпущенные Steyr-Daimler-Puch за 30 лет разлетелись по всему миру. На «гражданке» их можно встретить и на кофейных плантациях Бразилии, и на добыче полезных ископаемых в Германии, какое-то количество машин используется пчеловодами Греции для перевозки ульев. Во Франции Pinzgauer работают в качестве транспорта экспедиции, занимающейся поиском урановых месторождений, а на двух трехосных машинах, приобретенных в 1994 году, два сибирских бизнесмена ездят на охоту…
Схема трансмиссии
Любители спорта наверняка вспомнят и спортивные достижения этих удивительных внедорожников. К примеру, они очень неплохо показали себя в ралли «Париж — Дакар» 1979 года, а в 1981-м один из Pinzgauer даже пришел к финишу вторым. Машины этой марки работают и в качестве «техничек», сопровождая такие команды, как Honda и Jamaha.
Pinzgauer 712 на ралли Париж-Дакар
Как показала 30-летняя жизнь Pinzgauer, модель явилась достойным наследником маленького внедорожника Haflinger, производство которого завершилось в 1973 году. И пусть давно уже нет на свете Эриха Ледвинки, но конструктивные особенности машин, созданных им и его отцом, вошли в учебники будущих автоконструкторов. Что же до самого Pinzgauer, то после того, как его производство в 2000 году было куплено американской компанией Automotive Technik LTD , он пополнил модельный ряд бронированной версией, получил новый двигатель VW 2,5 литра, 125 л.с. с системой Common Rail, антиблокировочную систему тормозов (ABS) и систему курсовой устойчивости (EBD), и по сей день выпускается в филиале компании в Англии, имея большой спрос во многих армиях мира , выигрывая тендеры у таких именитых конкурентов, как Unimog, Hammer и Volvo …