Большая часть современных автомобилей представляет собой плод определенного технического компромисса. В основном это связано с универсальностью и большим количеством задач, которые должен выполнять этот самый автомобиль. Например, любой внедорожник должен ехать и по асфальту, и по бездорожью. Здесь без компромисса явно не обойтись.
Один из таких компромиссов – подвеска. Какая же подойдет лучше для тех задач, которые вы ставите перед автомобилем? Давайте подробнее поговорим о зависимой и независимой подвеске, обсудим их особенности и сделаем определенные выводы.
Начнем с общего представления о конструкциях.
Зависимая подвеска (на фото изображена справа) представляет собой старую, простую конструкцию, перекочевавшею на автомобили еще со времен телег. Все сводится к неразрезному мосту на пружинах или рессорах. От перемещений мост удерживается продольными и поперечными тягами.
Неразрезной мост – жесткая балка, соединяющая два колеса. То есть любое перемещение одного колеса передается на другое.
Независимая подвеска (на фото изображена слева) имеет более сложную и новую конструкцию. Здесь колеса не связаны жестко между собой. Каждое колесо крепится к подрамнику отдельно посредством одного или нескольких рычагов. В качестве упругих элементов выступают амортизаторы и пружины. Иногда на передних независимых подвесках применяют торсионы.
Теперь детальнее о каждом виде конструкции.
Независимая подвеска
Как мы уже упоминали, это относительно новое техническое решение. Логично, что не было бы необходимости в изобретении нового вида подвески, если бы всех устраивали сплошные мосты. Так в чем же преимущества независимой подвески?
Прежде всего, это меньшие неподрессоренные массы.
Подрессоренные массы – сумарная масса деталей, воздействующих на дорогу через упругие элементы. Соответственно, «неподрессоренными массами» называется то, что взаимодействует с дорогой непосредственно.
А преимущество заключается в том, что чем меньше неподрессоренная масса относительно подрессоренной, тем меньшее ее влияние на управляемость. Говоря простыми словами, тяжелая подвеска не будет успевать отрабатывать все кочки и неровности на большом ходу. Подскочившее на скорости колесо под воздействием упругого элемента еще не успеет опуститься на дорогу, как на пути всречается уже следующая кочка.
Итак, делаем вывод. Большие неподрессоренные массы негативно влияют на управляемость, а независимая подвеска как раз таки позволила сделать эти массы меньше. Это плюс.
Идем дальше. Независимая подвеска обладает большой свободой настройки кинематики колеса. Сплошные мосты таким похвастаться не могут. При наезде на неровность в зависимой подвеске оба колеса оказываются под наклоном, уменьшая тем самым пятно контакта с поверхностью. В независимой подвеске колеса остаются перпендикулярны к поверхности.
Независимая подвеска также позволяет динамически регулировать наклон колеса и компенсировать крены кузова во время прохождения поворотов.
В целом можно с уверенностью сказать, что для скоростной езды независимая подвеска будет определенно лучше зависимой.
Теперь о недостатках.
Ходы колес ограничены длиной рычага подвески. Чем короче рычаг – тем меньше ход. Здесь все просто. При этом невозможно увеличить длину рычага так, чтобы колеса оставались в пределах кузова.
Второй недостаток – уязвимость деталей. Владельцы внедорожников с независимой подвеской частенько гнут и ломают рычаги подвески об камни или пеньки.
Третий недостаток – это слабая проницаемость.
Проницаемость – способность пропускать сквозь себя мягкий грунт (снег, грязь, песок). То есть проходимость определяется не только клиренсом автомобиля, а еще и расстоянием между подвеской и рамой.
Сплошные мосты легко разрезают грунт и пропускают его над собой, а вот элементы независимой подвески (в частности рычаги) очень быстро забиваются песком, грязью и прочим мусором, превращаясь таким образом в самый настоящий якорь. Вместо того, чтобы разрезать грунт вы просто тащите его с собой.
В заключении также отметим, что независимая подвеска из-за своей сложной конструкции будет гораздо дороже в обслуживании, чем зависимая.
Зависимая подвеска
Вот, казалось бы, идеальное решение для автомобиля повышенной проходимости. Простой, надежный, можно даже сказать не убиваемый, мост. То, что нужно в экстремальных условиях. Но, как мы говорили, современный внедорожник должен быть универсальным. Он должен быть не только проходимым на бездорожье, а еще и комфортным при движении по дорогам общего пользования.
И вот как раз таки на асфальте зависимая подвеска превращается в громоздкую конструкцию с плохой управляемостью. Выбирая неразрезные мосты вам придется смириться с неуклюжестью внедорожника в городе. Собственно поэтому классических внедорожниках на сплошных мостах становится все меньше. Автомобильные производители делают выбор в пользу комфорта на асфальте.
Также читайте материал: «Портальные мосты: в чем здесь прикол?«
Комбинированная подвеска
А теперь переходим к компромиссу, который позволяет и по бездорожью ездить, и на асфальте чувствовать себя достаточно уверенно. Речь идет о комбинированной подвеске. Такая конструкция подразумевает независимую подвеску спереди и сплошной мост сзади. Это решение устраивает большую часть пользователей внедорожной техники. Хотя самые настоящие джиперы, конечно же, не признают ничего, кроме неразрезных мостов.
Выводы
Перейдем к выводам и перечислим все основные преимущества и недостатки упомянутых выше типов подвески.
1. Независимая подвеска
Преимущества:
— Отличная управляемость
— Небольшие крены
— Малые неподрессоренные массы
— Большие возможности для настройки параметров
— Высокий уровень комфорта при движении в городе
Недостатки:
— Короткоходность
— Уязвимые детали
— Сложная и дорогая в эксплуатации конструкция
— Сложность в осуществлении серьезного внедорожного тюнинга
Отлично подходит для городских автомобилей и кроссоверов. Слабо подходит настоящим внедорожникам, ездящим по реальному бездорожью.
2. Зависимая подвеска
Преимущества:
— Прочная и простая конструкция
— Большая артикуляция
— Дешевизна в эксплуатации и обслуживании
— Высокая проходимость
— Есть возможность для внедорожного тюнинга
Недостатки:
— Большие неподрессоренные массы
— Неуклюжесть и плохая управляемость в городских условиях
Вот отличное решение для настоящего внедорожника. Но при этом придется пожертвовать собственным комфортом во время езды по дорогам общего пользования.
3. Комбинированная подвеска
Преимущества:
— Сочетает в себе управляемость, комфорт и неплохую проходимость
— Большой выбор автомобилей
— Относительно невысокая цена обслуживания
Недостатки:
— Управляется хуже, чем автомобиль с независимой подвеской
— Проходимость хуже, чем у автомобиля с зависимой подвеской
По-сути, «ни рыба, ни мясо». Зато достаточно универсальное решение, которое широко используется в наше время.
Примеры автомобилей с неразрезными мостами
- Land Rover Defender
- Mercedes-Benz G-Class
- Suzuki Jimny
- Jeep Wrangler
- Nissan Patrol Y61, Y60, 260, 160
- Toyota Land Cruiser 60, 70, 80, 105
- УАЗ «Хантер» и «Патриот»
- Land Rover Discovery I, II
- Mitsubishi Pajero I
{source}
<iframe width=»100%» height=»506″ src=»https://www.youtube.com/embed/JV0M5uS-c6w» frameborder=»0″ allowfullscreen></iframe>
{/source}
{source}
<iframe width=»100%» height=»506″ src=»https://www.youtube.com/embed/87nf-Q0-9Jg» frameborder=»0″ allowfullscreen></iframe>
{/source}