Относительно других видов автомобильного спорта трофи-рейд пришел в Украину совсем недавно — знакомство украинцев с этим удивительным движением состоялось в начале 90х годов прошлого века. И первые соревнования любителей бездорожья, проведенные на территории Закарпатья, даже тяжело назвать трофи-рейдом в чистом виде.
Каковы же они были — первые украинские трофийные состязания?
В 1990-1993 годах проводились международные трофи-триальные соревнования. Количество участников составляло приблизительно пятьдесят экипажей. Большая часть из них была из Германии, Венгрии, Австрии и Франции.
Далее, после удачно проведенных соревнований в 1993 году рождается идея нового большого соревнования. Два друга из Германии — Герберт и Кох начали подыскивать страну, географически находящуюся на Трансильванском плато. В их планах было длительное сотрудничество, с серией ежегодных соревнований. По экономическим (стартовый взнос с экипажа, тогда составлял порядка 7000 гривен на сегодня) и географическим показателям, Украина оказалась на первом месте. До этого были жалкие попытки провести серию в Румынии, Хорватии, Словакии и Польше. Достигнув соглашения с закарпатской областной администрацией и решив все финансовые вопросы, окончательно было решено проводить Transilvania-trophy в Украине.
В 1995 году на территории Закарпатья впервые было проведено «Трансильвания Трофи». (К слову, на то время его признали одним из сложнейших автомобильных соревнований в Европе)
Transilvania-trophy проводилась в Закарпатье еще дважды в 1996 и 1997 годах.
В 1996 году гонка стартовала в 10 км от Ужгорода у подножья Невицкого замка. На то время для Украины это было невиданное действо. Непонятная, роскошная техника, много именитых людей из Европы. Полевая кухня с двумя трехмостовыми MAN и двумя полуприцепами, способная обеспечить горячей пищей и пивом 250 человек на протяжении 5 дней. Аренда вертолета для журналистов. Охрана лагерей-стоянок милицейскими патрулями. Соревнование было организовано по высшему классу.
В 1997 году старт был из Колочавы. По предварительной договоренности, которая заключалась за полгода до старта, местные власти выделили стоянку. Как оказалось позже, это было пастбище местной громады.
В итоге, трофи закрыли и позорно, в сопровождении шести машин ГАИ сопроводили до чопской таможни 115 машин. Реакция немецких СМИ не заставила себя ждать, статья называлась — «Моторен спорт унд мафия»
Через две недели после этих событий колочавской сельраде были перечислены деньги для восстановления плодотворного наста для коров в полном объеме, но Трансильвания трофи больше не вернется сюда никогда.
Она останется только в воспоминаниях и рассказах украинских участников — в последнем, 1997 году, из Ужгорода, по словам очевидцев, участвовали четыре экипажа. Две Тойоты, 40ка и 70ка, Патрол и Рендж Ровер.
Что же дальше?
А дальше было вот что…
В Украине уже давно жили люди, зараженные духом авантюризма и романтикой автомобильных гонок. Они мечтали о Кэмел Трофи и воображали себя участниками легендарного Дакара.
Поэтому рано или поздно, но соревнования на внедорожниках по пересеченной местности должны были прийти и в Украину.
Правда, представления о том, какими должны быть эти соревнования, были несколько размытыми и отношение к тому или иному автомобильному спорту было достаточно условным. Поэтому и в названиях соревнований тех лет присутствуют слова и ралли, и трофи, и ралли рейд, и джип-спринт. Оценивая те гонки с высоты сегодняшнего дня, можно сказать, что это была гремучая смесь ралли-рейда, трофи и триала.
Первые ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ соревнования стали появляться в Украине в конце 90х годов прошлого столетия.
1997 год. Днепропетровск. Соревнование «Тоннельная балка» Организатор Селюков Виталий
Участники 23 экипажа, от Волынянки и УАЗа до Мерседеса Кубика и Рэнглера.
1998 год. Карпаты трофи — самая старинная и поныне существующая трофийная гонка в Украине. Организатор Ужгородский клуб 4х4 Манеж. Участники — Украина, Россия. Автомобили — стандартные Тойоты, УАЗы. Трасса разнообразная — преодоление спецучастков, ночное ориентирование, триал. Карпаты трофи остается интересной клубной гонкой, со своими поклонниками и со своими зрителями.
1999 год. Баха Сичеслав. Организаторы соревнования — Пономаренко Вячеслав и Виталий Селюков
Ночная гонка, ориентирование, характер соревнования — синтез ралли-рейда, трофи и триала.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…..