Умный в гору не пойдет, умный в гору поедет… Но не просто на автомобиле, а на специально подготовленном багги-внедорожнике для рок-кроулинга. В Соединенных Штатах Америки множество пустынь и скалистых гор, где можно полазить в свое удовольствие. Джиперы из США на своих железных конях лазят по скалам, а кроме того, еще и соревнуются, кто быстрее и техничнее. Этот интересный вид автомобильного спорта получил название «рок-кроулинг» (лазанье по скалам).
Сейчас уже сложно сказать, кто первым попробовал вскарабкаться на неприступную скалу на своем внедорожнике, но развлечение понравилось любителям экстремальных видов спорта и к концу 90-х стало массовым явлением среди американских фанатов офф-роуда. Возникла необходимость, как-то регламентировать правила проведения подобных соревнований. Специально для этих задач американцы создали Ассоциацию рок-кроулинга Америки (ARCA), и уже в 1999 году на границе штатов Юты, Нью-Мехико, Аризоны и Колорадо, провели официальный чемпионат.
Сначала в соревнованиях принимали участие обычные серийные внедорожники, лишь немного доработанные для эксплуатации в экстремальных условиях. Рок-кроулинг оказался очень зрелищным видом автоспорта. Яркие и динамичные заезды (остановка более чем на четыре секунды пенализируется по времени), кроме того, трасса для рок-кроулинга довольно короткая, и все происходит прямо перед глазами восторженной публики. Вскоре гонки начали собирать многотысячные толпы зрителей.
Этого не могли не заметить спонсоры, которые привлекли в дисциплину большие деньги.
Спорт стал профессиональным. Раньше гонщики тратили на постройку своих машин $20-30 тысяч, а с приходом именитых спонсоров бюджеты возросли в несколько десятков раз, и на эти средства можно было построить действительно, что угодно. Даже машину предназначенную только для карабканью по скалам.
Рок-кроулинг как дисциплину можно сравнить с джип-триалом. У них много общего. В обоих видах спорта необходимо максимально быстро и технично преодолеть сложную трассу с препятствиями, которая промаркирована конусами-воротами и сигнальными лентами. Однако в рок-кроулинге ширина створа «ворот» не фиксирована, сама трасса намного сложнее, а штурман (в рок-кроулинге именуется споттером) не сидит в кабине, а постоянно бегает рядом и подсказывает пилоту, куда ехать и как лучше преодолевать то, или иное препятствие.
Необходимо отметить, что поломки машин здесь случаются довольно часто. В лучшем случае экипаж может отделаться царапинами и вмятинами на кузове автомобиля, в худшем – можно разбиться о камни или сломать трансмиссию. На каждом соревновании множество автомобилей просто сходит с дистанции.
Классы
Существует несколько классов автомобилей для рок-кроулинга. Единых правил классификации здесь нет. В Америке существует несколько организация, которые проводят подобные соревнования и разрабатывают свод правил и регламентирующих документов. Однако есть некоторые общие принципы деления автомобилей на категории.
Любительская категория называется Modified Stock. В ней участвуют те, кто не может потратить астрономическую сумму на постройку рок-монстра. В основном это немного доработанные серийные внедорожники – Nissan Patrol, Suzuki Samurai, разные модели Jeep и Land Rover. Такие автомобили используются не только как спортивные болиды, но и для гражданских целей. Более подготовленные машины из класса повыше, на дороги общего пользования вообще не выезжают, а на соревнования их доставляют на специальных прицепах.
Следующий класс – Pro Modified. Его еще часто объединяют с классом Super Modified. Разница у них в том, что если первые, еще, хоть как-то напоминают гражданские модели, то вторые – это полноценные прототипы багги для рок-кроулинга. К высшему классу относят машины Unlimited. На таких автомобилях разрешены наиболее существенные доработки.
Кроме того, существует еще класс Formula Toyota. Эти автомобили – демократичный вариант, для тех, кому хочется попробовать себя в дисциплине, но не готовых вкладывать огромные суммы в постройку дорогостоящего рок-монстра. Стоит подобная машинка $5-7 тысяч, а выступать на ней можно в классе Modified Stock.
Технические характеристики
Разумеется, что техническая начинка у разных классов кардинально отличается. А так как рок-кроулинг очень динамично развивающийся вид автомобильного спорта, каждый год список допустимых технических характеристик и доработок меняется. Очень часто, гонщики к каждому новому сезону строят новый автомобиль.
Очевидно, что самый ограниченный в плане доработок, класс Modified Stock. На серийный автомобиль устанавливают форсированный мотор V6 или V8 большого объема, большие колеса (до 35 дюймов). В регламенте соревнований довольно много пунктов относительно этого класса, в которых оговаривается соответствие базовой модели, за серийную машину принимаются только те автомобили, которе выпускаются в количестве не меньше 500 экземпляров в год.
На машины класса Pro / Super Modified разрешено устанавливать колеса диаметром до 40 дюймов, а обычная подвеска здесь уже не встречается. Специалисты устанавливают либо портальные мосты, либо независимую подвеску.
Клиренс у машин данного класса может достигать одного метра. Самое интересное, что в полу кабины зачастую прорезают специальные окошки, которые закрывают оргстеклом, чтобы пилот мог видеть положение передних колес. Кроме того, на такие машины устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости, адаптивные трех- и четырехрычажные гидравлические подвески, раздельные тормоза для передних и задних колес, а также передние и задние лебедки для подтягивания мостов.
Под капотом спорткаров располагаются V-образные моторы развивающие мощность 300-500 лошадиных сил.
Топовый класс Unlimited, как видно из названия, не ограничивается практически ничем. В машинах данного класса применяется не только независимая подвеска, но и зачастую независимое управление четырьмя колесами. Некоторые машины могут даже поднимать колеса и прямо таки «шагать» по скалам. В кабине, маленькое рулевое колесо и огромное количество рычагов, в целом, система управления может кардинально отличаться от привычной автомобильной. Стоит отметить, что управлять такой техникой довольно сложно.
Общая черта всех автомобилей для рок-кроулинга – смещенный предельно низко центр тяжести. Благодаря этому машины не переворачиваются, когда «ползут» на крутую скалу. Кроме того, колеса рок-багги довольно часто заполняют не воздухом, а водой.
В следующей части материала мы поговорим про правила соревнований по рок-кроулингу. Stay Tuned!