Внедорожники Volvo выпускаются уже достаточно давно. В основном, это автомобили для собственной армии и мизерными тиражами. Даже во время Второй мировой войны шведы, не спешили вооружаться, ведь уповали на свой нейтралитет.
Чаще всего, армия закупала обычные коммерческие грузовички, которые были лишь немного приспособлены для армейских нужд. Но после оккупации немцами Норвегии и возобновления военных действий в Карелии шведские власти все, же решили выделить средства на специально подготовленные армейские грузовики. Сначала это были капотные Volvo моделей TLV131, TLV140, TLV141 и TLV142, оснащенные рядными верхнеклапанными моторами (OHV), объемом 5,65-литра и мощностью 105 лошадиных сил при 2500 об/мин.
Грузовиков Volvo TLV было произведено довольно много – более 1000 машин. Кроме того, на их базе строили частично бронированные артиллерийские тягачи VPP и БТРы VKP. В это же время, специально для артиллеристов был выпущен трехосный тягач TVB, который был спроектирован под влиянием конструкций французской фирмы Laffly. Машина получила шестицилиндровую бензиновую силовую установку (OHV), объемом 7,6-литра развивающую мощность 128 лошадиных сил. Вместе с двигателем работала четрыехступенчатая коробка передач, а крутящий момент передавался на колеса с помощью оригинальной и сложной бортовой трансмиссией. Специально для того, чтобы вездеход не бороздил «носом» грязь на бездорожье, спереди установили дополнительные неведущие колеса, взятые у самолета.
В 1942 шведские конструкторы спроектировали еще один тягач специальной конструкции – Volvo TVC (6×6). Мотор «раскочегарили» до 135 лошадиных сил. Таких машин построили немного, только 168, включая несколько экземпляров TVC2 и TV3 с моторами мощностью
В 1941 году компания Volvo начала строить броневики Pbil m/39 Lynx. Машину спроектировали специалисты из фирмы Landsverk еще в 38-м, а предназначалась она только для экспорта в Данию. Автомобиль обладал оригинальной компоновкой и сложной конструкцией. Мотор размещался практически посередине со смещением к левому борту. Управлять броневиком можно было как спереди, так и сзади, а рядом с каждым водителем располагалось место для пулеметчика. Кроме того, автомобиль был не только полноприводный, но и полноуправляемый.
Изначально броневик оснащался мотором фирмы Scania, а вооружение было датским. Но специалисты Volvo установили двигатель собственного производства мощностью 140 лошадиных сил, а также шведскую 20-миллиметровую автоматическую пушку и два 8-миллиметровых танковых пулемета. Несмотря на довольно толстую броню в 13-18мм, машина получилась на удивление подвижной. На дороге с хорошим покрытием она легко разгонялась до 80 км/ч. Всего было построено 48 броневиков Pbil m/39 Lynx, 13 из которых после окончания военных действий перебрались в Доминиканскую Республику.
Следя за ходом боевых действий в Европе и Африке, шведы решили, что им необходим легкий внедорожник, вроде командирских вездеходов производства США. Что то, надежное, прочное, большое и на шасси грузовика. За основу было взято укороченное шасси довоенной модели LV101. На него установили упрощенный четырехдверный кузов со складной крышей от длинного седана Volvo PV801. Новый внедорожник под названием Terrängpersonvagn (TPV) m/43, он же Volvo 911, оснащался отключаемым полным приводом и блокируемым задним дифференциалом. Автомобиль вышел довольно большим, длина –
Автомобиль получил рядный бензиновый силовой агрегат модели ЕС с нижним расположением клапанов. Мотор объемом 3,6-литра развивал мощность
Новая модель TP21 Terrängpersonvagn 2, она же P2104, она же Volvo 915, появилась в 1953 году. Внешне она походила на предшественницу, но колесную базу уменьшили до
Под капотом автомобиля находился шестицилиндровый рядный бензиновый двигатель серии ED, такого же объема, как и ЕС. При этом, мощность подняли до
Так как TP21 в основном использовали как командно-штабной автомобиль, зачастую его оснащали радиостанцией. Для ее питания были предусмотрены две мощные шестивольтовые аккумуляторные батареи с жидкостным подогревом от системы охлаждения двигателем. Стоит отметить, что вторая версия внедорожника отличалась высокой проходимостью за счет внушительного клиренса в
Внедорожник продержался на конвейере до 1958 года, но уже тогда он стал почти эксклюзивом, ведь было собрано лишь 724 экземпляра. Были и попытки выйти на рынок гражданских автомобилей. Однако, обычным покупателям большой, тяжелый в управлении, а главное, очень дорогой внедорожник не понравился. Интерес к модели появился лишь, когда 915 массово списали из армии.
Параллельно с моделью ТР21 до 1957 года собирали унифицированные с ней пикапы TL11/12 грузоподъемностью 1,5 тонны, которые использовались, зачастую, в качестве аэродромного тягача. Большую часть из них оснащали открытой кабиной, что для шведского климата было весьма опрометчиво. Также существовала и трехосная версия TL21, которая выпускалась до 1959 года. Этих автомобилей построили довольно много – 857 штук. Все три грузовые модификации оснащались более мощным, чем у легковой модели двигателем, объемом 4,7-литра и мощностью 105-
В начале 60-х годов прошлого века военные тех стран, где имелось своя автомобилестроительная отрасль, проявили большой интерес к полноприводным машинам вагонной компоновки. Шведы не были исключением, и в 1959 году приняли на вооружение новый внедорожник Volvo 903. Он был похож на предшественника TP21 конструктивно. Узлы и агрегаты крепились к прочной раме, подвеска – зависимая рессорная, самоблокирующийся задний колесный дифференциал. Клиренс составлял 285-
Изначально внедорожник оснащался рядным бензиновым мотором объемом 1,8-литра развивающим
Автомобиль выпускался в трех основных вариантах: открытый с брезентовым верхом, закрытый, и с 1963 года – специальное шасси Pansarvärnspjästerrängbil (Pvpjtgb) 9031 для установки безоткатного противотанкового орудия калибром
Модель C202 предназначалась в основном для гражданского рынка. Поэтому его постарались осовременить, снабдив зачерненной решеткой радиатора, похожей по дизайну на ту, что ставилась на средние грузовики Volvo 70-х годов. Автомобиль получил новый двигатель объемом 2,0-литра и мощностью 82 л.с. Скорость увеличилась до 115 км/ч, а грузоподъемность – до тонны. Однако выпускали Laplander недолго, до 1981 года, и продавали в большинстве своем только Скандинавских странах.
На смену Volvo 903 готовили более современный вездеход серии 300. После множества испытаний и доработок он был принят на вооружение шведской армии в 1974 году. Базовой моделью стала Volvo C303 с двигателем 2,0-литра мощностью 94 л.с. Позднее мотор заменили на более производительный (объем — 3,0-литра, мощность – 117 л.с.). Максимальная скорость составляла 70 км/ч. Основными отличиями от предшественника были, во-первых, портальные мосты, благодаря чему дорожный просвет увеличился до 380 мм, а во-вторых, две блокировки межколесных дифференциалов с пневмоприводом и включением переднего моста кнопкой на панели приборов. Некоторые автомобили получили центральную систему подкачки колес и кондиционер.
Всего было три кузова: пикап, закрытый универсал и открытый фаетон L4151, на который поначалу устанавливали безоткатное орудие, а позднее и пусковые установки противотанковых ракет. Очень маленькое количество универсалов попало на гражданский рынок – в основном в качестве пожарных автомобилей. Также выпускали модификации с колесной формулой 6х6 – Tgb13, или C304. Кроме того, была построена даже амфибия C306, с герметичным кузовом и водометом, но в этом случае дальше прототипа дело не пошло. К 1984 году было выпущено 8718 внедорожников трехсотой серии. Они стали последними настоящими вездеходами компании Volvo, о существовании которых большинство поклонников марки даже не догадывается.