Как улучшить внедорожные качества своего автомобиля, задумывается каждый владелец внедорожника. Все вроде бы просто, для тяжелого бездорожья нужны большие колеса. Как сложно их установить? Какие переделки понадобятся? Каковы последствия таких переделок? Попробуем разобраться.
Наверное, все слышали про лифт кузова или подвески внедорожника. Однако, лишь немногие четко представляют о чем идет речь.
Для начала, давайте разберемся, что такое лифтовка. Сам термин происходит от английского слова «Lift» — поднимать. Есть два варианта лифтовки автомобиля. Первый – поднятие кузова над рамой, а второй – поднятие всего автомобиля на дорогой, за счет подвески. Первый вариант называют лифтом кузова (боди-лифт), второй вариант лифтом подвески.
Какой же вариант выбрать? Здесь все индивидуально и это вопрос каждого конкретного случая. К тому же, порой используется и то, и другое одновременно. В этом случае можно поставить огромные колеса, не нарушив работоспособность автомобиля в целом.
Боди-лифт увеличит пространство в колесных арках, что позволит поставить колеса больше заводских. Лифт подвески не только дает аналогичное увеличение, а и поднимает весь автомобиль над дорогой.
Улучшается геометрическая проходимость внедорожника даже на стандартных колесах. Увеличиваются углы съезда и выезда и продольная проходимость.
Зачем же устанавливают большие колеса? Большие колеса увеличивают клиренс автомобиля под мостом и улучшают способность преодоления вертикальных препятствий. Все просто, чем больше колесо, тем проще ему перекатиться через большой камень, бревно, яму или колею. Кроме того увеличивается пятно контакта с поверхностью.
Лифт кузова
Самый простой способ установки больших колес на внедорожник – это лифт кузова с помощью комплекта проставок, которые помещаются между кузовом и рамой автомобиля.
Проставки под кузов изготавливаются из металла, фторопласта, капролона или других похожих материалов. Чаще всего высота лифта кузова составляет 2-3 дюйма.
Перед проведением работ обязательно необходимо оценить состояние кузова. Если кузов автомобиля сильно коррозирован – то боди-лифт может ему повредить. Проставки могут продавить уставший металл.
Одним из основных преимуществ боди-лифта является сохранение геометрии подвески, а если подвеска независимая – то и сохранение углов работы приводов.
Если вы собрались делать большой лифт кузова – то потребуются следующие переделки: удлинение рулевого вала, тяг на карбюратор (при его наличии), шлангов, тросов, проводки, кронштейнов бамперов, перенос радиатора, так как он перестанет попадать под вентилятор. Также ручки переключения (МКПП, АКПП, раздатки) станут ниже.
Из достоинств боди-лифта можно отметить его малую стоимость и то, что двигатель, коробка, раздатка и агрегаты останутся на своих местах на раме, а центр тяжести практически не изменится. Высокое положение кузова пригодится при штурме особо глубоких бродов.
Если лифт кузова делали не профессионалы и использовали некачественные материалы, при сильной нагрузке (например, рывке или ударе) есть вероятность сорвать кузов с рамы.
На внедорожниках с несущим кузовом сделать боди-лифт невозможно. Однако, если очень хочется поставить большие колеса без тюнинга подвески, можно вырезать арки, чтобы колеса в них поместились, и при повороте не затирались внутри.
Единственный возможный вариант подъема внедорожника с несущим кузовом – это лифт подвески. Можно использовать уже готовые заводские лифт-комплекты.
Фирменный лифт-комплект с удлиненными усиленными пружинами (или рессорами, торсионами), удлиненными амортизаторами, китом для исправления кастора, и если подъем большой (более 5 см), то и удлиненными тормозными шлангами, тягами и стойками стабилизаторов.
Кроме подобных комплектов изобретено множество способов лифтовки: изготавливаются специальные чашки-проставки под пружины, проставки под отбойники, переносятся крепежи амортизаторов ниже на высоту лифтовки, подбираются и подгоняются длинные пружины, удлиняются рычаги и т.д.
С помощью фирменных комплектов проще лифтовать внедорожники с пружинной подвеской. На некоторые автомобили выпускают даже комплекты, поднимающие их на 15 см!
Если же подвеска рессорная, а не пружинная, есть несколько вариантов – рессоры снизу и рессоры сверху.
Если рессоры сверху, лифтовка похожа на подъем пружинных подвесок: усиленные рессоры или проставки между рессорами и мостом. Стоит отметить, что проставки под отбойники делаются так же, как и на пружинной подвеске. С амортизаторами та же ситуация. Если рессоры находятся снизу мостов, возможен перенос их из-под моста поверх его. Называется данная процедура Spring Over Axle.
С первого взгляда все просто. Сверху мостов привариваются новые площадки для крепления рессор и готово. Машина поднята, дорожный просвет позволяет передвигаться даже по сложному бездорожью. Однако, на деле все намного сложнее.
Высота лифтовки получится гигантской – на ширину пакета рессор (может достигать 14-18 см). Далее придется уравновесить переднюю и заднюю часть машины, если перед не рессорный, а например с независимой подвеской или мостовой пружинный. В довершение, надо придумать, как сделать так, чтобы внедорожник, который «обуют» еще и в большие колеса, после всех доработок не переворачивался на бок на любом более или менее приличном склоне.
Кроме того, переделывать придется амортизаторы, сошки рулевого управления, тормозные шланги и карданы. На карданах остановимся подробнее. Необходимо подумать о сохранении допустимого угла их наклона, иначе будут рваться крестовины.
Решить это можно поворотом моста вокруг оси. С задним мостом все просто, а вот, у переднего моста, если его повернуть, изменится угол наклона шкворня, что приведет к ухудшению управляемости и курсовой устойчивости внедорожника. Это можно исправить, но гораздо сложнее.
Есть еще несколько вариантов подъема машины и без переноса рессор, но они менее эффективные. Например, новые удлиненные, усиленные серьги или новые рессоры с большим изгибом (параболические). Стоит отметить, что стоят такие рессоры недешево, и мало для каких внедорожников они вообще выпускаются.
Теперь рассмотрим вариант, если автомобиль рамный, но спереди независимая подвеска, а не неразрезной мост. Можно приподнять перед автомобиля, если спереди стоят торсионы немного накрутив их, но здесь огромное количество нюансов. Первое – перекрученный торсион может попросту лопнуть. Второе – каждая выбоина на дороге будет передаваться через отбойники, и тут вопрос, кто сдастся первым – пятая точка водителя или торсион.
Также при сильном накручивании поменяется диапазон рабочего хода шаровых и наконечников, амортизация пропадает или ломаются натяжители торсионов и машина на ходу клюет носом дорогу. Следует помнить, что рациональная регулировка торсионов возможна и даже приветствуется, однако изменение их упругости – это не совсем лифтовка. Кроме того, торсион со временем все равно просядет обратно.
На пружинной подвеске можно использовать усиленные пружины, они приподнимут машину на 4-5 см. Здесь все практически тоже самое, что и с торсионами и последствия те же самые.
Хороший вариант лифта независимой подвески – фирменный комплект. Торсионы и пружины в них подобраны таким образом, чтобы поднять внедорожник на те же 4-5 см, но при этом сохранив допустимые углы работы вех деталей подвески и ее ходы.
Отличная вещь – комплекты с подрамником, который устанавливается между всей подвеской и рамой (кузовом) автомобиля. В таком случае подвеска остается без изменений, а подъем может достигать до 10 см. Проблема лишь одна, такие комплекты наиболее распространенны в США, следовательно, делаются в основном для машин американского рынка, а таких автомобилей у нас крайне мало.
Некоторые модели технически похожи на поставляемые в нашу страну. К примеру, Nissan Frontier и Nissan Navara. Еще американцы выпускают и другие комплекты попроще – с одним измененным рычагом, или поворотными кулаками, которые компенсируют изменение геометрии подвески после установки длинных пружин, или усиления торсионов, но это тоже мало применимо к распространенным у нас автомобилям.
У нас зачастую для компенсации последствий установки самодельных лифт-комплектов используют проставки под шаровую опору. С ними часто применяют и проставку под пружину вместо замены самой пружины.
Подведем итог. При переделке автомобиля для бездорожья – нарушается заводской компромисс, который заложен конструкторами. Нужно учитывать, что где прибавится проходимости, там может убавиться комфорта на трассе, или ухудшится управляемость, или уменьшится срок службы деталей трансмиссии.
При этом если подойти к тюнингу с умом, можно сделать минимально необходимые оптимальные переделки. Но главное, понять, что же вы хотите получить от внедорожника и в каких условиях он будет использоваться.
По материалам: offroadclub.ru