1KamazTeam_8Тестовый полигон команды «КАМАЗ-Мастер» расположен напротив Набережных Челнов, на берегу реки Кама. Грунтовая дорога начинается у самой воды, петляет по лесной прогалине, а затем выходит к пригородному шоссе: ухабистая трасса проложена параллельно асфальтовой магистрали, по которой снуют гражданские «дальнобои».

Трасса, на которой пилоты «КАМАЗ-Мастера» тестируют свои грузовики, имеет протяженность в несколько километров, но здесь, похоже, уместились все неровности, которые только могут прийти в голову. Вопреки ожиданиям, фирменные прыжки оказались едва ли не самым легким элементом для пассажиров: грузовик приземляется очень мягко, провоцируя всего лишь предсказуемый кивок головы. Куда труднее организму выносить поперечные перегрузки.

 1KamazTeam_1

На поворотах тело то и дело бросает в разные стороны, а самое зубодробительное испытание начинается в тех местах, где высота под правым и левым колесом заметно отличается: удержать голову на месте и сфокусировать зрение в таких условиях представляется нетривиальной задачей. Штурманы при этом умудряются читать легенду, а механики ― следить за приборами.

 {source}[[iframe width=»853″ height=»480″ src=»http://www.youtube.com/embed/_274fv_iapw?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen]][[/iframe]]{/source}

«Система защиты головы и шеи HANS стала обязательной пару лет назад, – рассказывает пилот «КАМАЗ-Мастера» Андрей Каргинов. – Поначалу было непривычно: без нее я мог в любой момент высунуться из кабины и посмотреть вокруг. Но ко всему привыкаешь: теперь без HANS как-то неуютно».

Это устройство призвано защитить участников ралли-рейда от самой очевидной и опасной травмы в марафонах: перелома шеи. Поскольку «основа» HANS покоится на плечах, сильнее всего влияние системы ощущают на себе широкоплечие члены экипажей: чем мощнее грудь, тем сильнее натягиваются ремешки, ведущие к шлему. В конечном итоге устройство уменьшает подвижность головы ― но, как показала практика, ради собственной безопасности пилоты привыкают ко многому.

 1KamazTeam_2

Нынешние «КАМАЗы» – не самый молодой по гоночным меркам продукт. Они появились на «Дакаре» в 2010 году. Тогда улучшенная модель досталась только Владимиру Чагину, а теперь аналогичные грузовики есть у всех членов команды. Для экипажей главная разница между старым и новым «КАМАЗом» ― это подвеска.

«Если старую машину по плавности хода можно сравнить с «УАЗиком», то новая ― это «Мерседес», ― рассказывает бывший участник «Дакара» Фоат Бигашев. Фоат как никто другой понимает, насколько «трясучими» были прежние модификации: в 2001 году Бигашев, числившийся механиком в экипаже Фирдауса Кабирова, получил травму позвоночника, вынудившую его навсегда оставить гонки. Впрочем, из команды Фоат не ушел: теперь он курирует «передвижной дом» «КАМАЗа», в котором члены экипажей живут в перерывах между спецучастками.

 1KamazTeam_3

Трейлер «КАМАЗ-Мастера» ― особая история. Именно здесь ежегодно готовится знаменитый татарский плов, здесь же хранятся немногочисленные личные вещи участников. Спит команда в спартанских условиях: припозднившимся приходится располагаться на полу. Субординацию механики и пилоты не соблюдают ― место в закрывающихся купе достается тем, кто успевает их занять.

 1KamazTeam_4

В 2013 году «КАМАЗ-Мастер» примет участие сразу в двух ралли-рейдах. Вместе с привычным «Дакаром» челнинская команда отправится в Марокко, где стартует в марафоне «Африка». Эта гонка повторяет маршрут традиционного «Париж-Дакара»: пуристы считают именно «Африку» настоящим «Дакаром», ведь спецучастки проходят по пустыне Сахара, а финиширует ралли-рейд на берегу знаменитого Розового озера в столице Сенегала.

Но, несмотря на аутентичность, в «КАМАЗе» не воспринимают «Африку» как реальное состязание. Для российской команды этот марафон ― не более чем возможность потренироваться, «вкатить» неопытный экипаж. Поначалу челнинцы рассчитывали выставить на старт два грузовика, но в итоге ограничились одним: за руль будут попеременно садиться Антон Шибалов и Дмитрий Сотников, а штурманом назначен Евгений Яковлев.

Зато «дакаровская» армада куда внушительней. На результат поедут три экипажа, а помогать им будет традиционная «быстрая техничка» под управлением серебряного призера «Дакара»-2007 Ильгизара Мардеева.

 {source}[[object width=»853″ height=»480″]][[param name=»movie» value=»http://www.youtube.com/v/ZSGXgrS03vk?version=3&hl=ru_RU&rel=0″]][[/param]][[param name=»allowFullScreen» value=»true»]][[/param]][[param name=»allowscriptaccess» value=»always»]][[/param]][[/object]]{/source}
На протяжении многих лет «КАМАЗ» остается верен двигателям Тутаевского моторного завода. В прошлом году пошли разговоры о возможной смене силового агрегата на американский мотор Cummins, но в итоге в команде решили сохранить отечественного поставщика. Чтобы избежать поломок, преследовавших эти двигатели в январе, «КАМАЗ-Мастер» сменил производителя некоторых деталей. Теперь моторы прибывают в Челны в разобранном состоянии, а окончательную сборку проводят сами «камазовцы» 

Как команда выбирает новых пилотов? По-семейному. «Как-то ситуация сама подходит. Ребята показывают своими действиями, желанием, стремлением, что они хотят быть гонщиками, – объясняет самый титулованный гонщик «КАМАЗа» Владимир Чагин. – Сначала мы даем претендентам проехать в менее ответственных соревнованиях. Если видим, что из этого что-то получается, то движемся дальше».

При очевидных плюсах есть у такого подхода и недостаток: в команду не приходят новые люди со свежим взглядом. Даже российским спортсменам «извне» тут не сказать, что рады. К примеру, московский раллист Евгений Новиков еще два года назад говорил о своей заинтересованности в «Дакаре». Однако на вопрос, насколько может быть реальным подобное сотрудничество, Чагин лишь похвалил пилота, рассказал, как пристально он следит за WRC и как рад успехам Евгения, после чего предложил Новикову… клиентский грузовик. Сейчас на «КАМАЗе» за свой счет выступает казахстанец Артур Ардавичус.

 1KamazTeam_5

Заводскими пилотами в следующем сезоне останутся знакомые лица. Как и в 2012 году, за руль сядут Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов. Николаев остается «любимчиком» руководства: 28-летний гонщик считается главной надеждой коллектива после ухода Владимира Чагина. В команде не считают Эдуарда виновным в январской аварии на «Дакаре» и усиленно оправдывают его в пресс-релизах.

Зато Андрею Каргинову за похожий эпизод досталось по полной. Весной спортсмен угодил в аварию на российском соревновании: на «допе» в Астраханской области Каргинов врезался в машину соперника. После этого Андрея лишили кресла пилота ― на марафоне «Шелковый путь» он пересел на место механика. Тем не менее, перед грядущим «Дакаром» Каргинова простили: в 2013 году 36-летний пилот вернется в строй на своем законном месте ― за рулем.

 1KamazTeam_6

Рейд «Африка» стартует 29 декабря в марокканском Надоре, а финиширует 10 января в Дакаре. В зачете грузовиков главным претендентом на первое место считается двукратный победитель этого ралли-марафона Томаш Томечек на TATRA. Единственному «КАМАЗу» вполне по силам побороться за вторую позицию, а при проблемах у лидера Шибалов, Сотников и Яковлев способны замахнуться и на победу.

Южноамериканский «Дакар» стартует после Нового года. Первый спецучасток запланирован на 5 января, а сама гонка продлится две недели. Здесь фаворитом является команда Team de Rooy, в полном составе использующая грузовики IVECO. Действующему победителю марафона Жерару де Рою будут ассистировать экс-триумфатор «Дакара» Ханс Стэйси и двукратный чемпион мира по классическому ралли Мики Биазон. Второй по силе командой можно считать коллектив Алеса Лопрайса, традиционно предпочитающего TATRA. 32-летний чех является одним из лучших пилотов «Дакара», а выиграть культовую гонку ему мешает лишь феноменальная невезучесть.

 1KamazTeam_7

«КАМАЗ-Мастер» подходит к американскому ралли-рейду в статусе третьей силы. С одной стороны, все помнят былые успехи команды из Татарстана и ее несгибаемый боевой дух. С другой – заметно усилившиеся соперники уже смогли справиться с молодым составом пилотов в прошлом году, так что ничто не мешает де Рою с Лопрайсом вновь победить россиян. Да и решающего технического преимущества у отечественных грузовиков больше нет: даже в самой команде признают, что новые IVECO стали быстрее и надежнее прежних. Но это значит лишь то, что любителей ралли-рейдов ждет славная битва.

Автор: Антон Погорельский
Фото: Мотора и команды «КАМАЗ-Мастер» 
По материалам: motor.ru 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 17 =