Покупать или нет? Вот каким вопросом задаются те, кто присматривает для себя квадроцикл «бывший в употреблении». Факторов, которые могли бы склонить чашу весов в одну, либо другую сторону, как оказывается, довольно много: тут и состояние самого квадрика, и стоимость запчастей к нему (машину б/у, скорее всего, придется подремонтировать), и многое другое. Осложняет весь этот и без того нелегкий процесс тот факт, что многие мотовездеходы эксплуатировались в жестких условиях (грязь, песок, снег), или же, для этих нужд и приобретаются.
Попробуем разобраться, как же не купить «кота в мешке».
Документация
Знатоки советуют начать выбор с изучения документации, прилагающихся к квадроциклу. Самая главная опасность при такой покупке — приобретение угнанного мотовнедорожника. А с квадроциклами, к сожалению, такая беда случается весьма и весьма часто.
Впрочем, бытует мнение, что основная доля «уведенных» машин не продают после преступления, а поступают на службу в прокаты в зонах отдыха.
Как бы там ни было, у любого квадроцикла должен быть собственный паспорт и/или другие регистрационные документы. В них стоит заглянуть, не говоря уже о том, что без них квадрик вообще брать опасно.
Внешний осмотр
Во вторую очередь (но не вторую по важности) стоит изучить техническое состояние потенциально вашего квадроцикла. И, как говорят специалисты, главное тут далеко не свежий год выпуска машины. Главное — как она эксплуатировалась. Ведь можно «укатать» даже самую новую модель всего за год, а если ей уже много лет, но относились к ней бережно, то и состояние ее будет удовлетворительным. В начале осмотрим пластик панелей, решетки багажников, лампы, шины и диски.
Не стоит акцентировать внимание на царапинах – это как раз нормально. Насторожить должно их отсутствие: пластик могли поменять после аварии, или его просто привели в состояние полной негодности. Правда, есть исключение: у некоторых азиатских (не японских) квадроциклов пластик выходит из строя чуть ли не на ровном месте. Если помяты или погнуты багажники, значит, машина переворачивалась. А если переворот произошел на высокой скорости, могла пострадать и рама.
По состоянию отражателей фар можно определить, насколько глубоко и часто нырял в воду «товар» — у «водоплавающих» они мутные. Покрышки если и изношены, то равномерно.
Жесткие приземления выдадут вмятины на дисках, если протектор «съеден» по центру – значит, ездили с максимальным давлением в шинах. В сумме все эти показатели дают ускоренный износ частей подвесок.
Боковые порезы и залатанные пробои — ничего страшного, можно лишь поторговаться с владельцем.
Такие элементы тюнинга, как массивные колеса, шноркели, кенгурин, лебедки, усиленные приводы почти ничего не означают для вас в данный момент. Возможно, их установка — всего лишь дань моде, а не подготовка к профессиональным соревнованиям и жестким троффи-испытаниям. Во втором случае — это может говорить о серьезном износе многих узлов машины.
Осмотр внутренностей
Еще одно место, которое стоит проверить — двигатель. Главная причина поломок — частые перегревы, которые ведут к деформации головки блока, повреждениям цилиндропоршневой группы. Другая причина – халатное отношение к воздушному фильтру. Из-за невнимания к нему в цилиндр попадает пыль и грязь. Еще в двигатель могла попадать вода. Осмотрите пробку заливной горловины и щуп: там не должно быть следов эмульсии (воды, взбитой в масле).
Кроме этого, стоит заглянуть в корпус воздушного фильтра. Если с двигателем все в порядке, он запускается легко, работает стабильно, из выхлопной трубы не пахнет гарью. При старте и наборе скорости в трансмиссии не должно быть рывков, ударов, гудения, а в поворотах – хруста. Обязательно надо проверить работу всех режимов передачи и. если есть, всех блокировок.
При включении полного привода и блокировок руль (при движении) тяжелеет, даже с усилителем. У квадроцикла должно быть точное торможение без уводов в сторону. Ехать он обязан ровно, тогда все в порядке с подвеской, рулевым управлением и геометрией рамы.
Протертые рукоятки руля могут выдать большой (до 7000 км) внедорожный пробег. В отличие от дорожных километров, для внедророжья эта цифра довольна солидная. Вообще, не мешало бы положить квадроцикл набок. Сразу можно увидеть и вмятины рамы, и течи амортизаторов, и сальников трансмиссии, и двигателя. Можно заметить (если они есть) разрывы на чехлах шрусов, повреждения рычагов подвески и рулевых тяг.
Впрочем, можно доверить осмотр специалисту.
Но, лучше всех осмотров будет, конечно, покупка нового мотовнедорожника — это будет только ваш, надежный, отлично работающий квадроцикл. И никаких «котов в мешке»!