lebedki_1 Кто из водителей не попадал в ситуацию, когда его автомобиль застревал на дороге и упорно не хотел двигаться с места? Наверняка все (разве, кроме тех, кто никогда не выезжал за пределы города). После дождя, обильного снегопада или в другой ситуации, когда дорога ловит машину в свои цепкие объятья. В таком случае приходится вашим пассажирам, а если их нет – проходящим мимо добровольцам выталкивать тяжеленный автомобиль на более надежную, твердую поверхность. Впрочем, есть для этого и лучшее средство – это, конечно же, лебедка.

И если для автолюбителей — она является, скорее, экзотикой, то для участников внедорожных соревнований и ралли-рейдов — это необходимость, а в некоторых случая — даже условие для участия.

Виды лебедок
Для начала определимся с видами лебедок. Их выделяют три: гидравлические, электрические и механические. У каждого из видов есть свои достоинства и недостатки, причем проявляются они иногда даже не в эксплуатации, а при установке.
lebedki_2 Механический тип лебедки считается самым надежным и мощным. Кроме того, они довольно просты в использовании, а так как выпускаются они довольно давно и распространенны повсеместно, многие водители определяют их как «классические». Из недостатков —агрегатирование с коробкой отбора мощности, которая довольно редка в наши дни, и стоимость. Примерная цена даже на вариант б/у может составлять не менее тысячи условных единиц.

Гидравлические лебедки доступны почти всем, но все равно стоят недешево. Такое приспособление подключается к гидронасосу, (можно даже от гидроусилителя рулевого механизма). Приводные валы механической лебедки здесь заменяют гибкие шланги, что значительно удобнее в использовании. Плюсы —герметичность, возможность работать даже под водой, надежность. Также данный тип лебедок не так боится перегрузок, нежели остальные: в случае достижения критической точки гидравлика просто остановится. Из минусов: мощности простого гидроуселителя руля может и не хватить – управлять водителю придется без гидравлики.
Пожалуй, самым распространенным видом (что обуславливается и низкой ценой на него) остается все же электрический вариант лебедки. Например, лебедки ComeUP Winch. Их легко установить на автомобиль (всего-то подключить провода). Она может быть легкосъемной, устанавливаемой только в нужный момент. Но самое большое достоинство их — возможность работы при выключенном двигателе. Конечно, в таком режиме долго не поработаешь (особенно если нужно приложить больше мощности, или работы затягиваются – лучше машину завести) – аккумулятор может разрядиться.
В конечном счете, соотношение широкого выбора мощности, возможности установки и цены сделала электрические лебедки самыми популярными.

lebedki_3Выбор лебедки
Как только вы определились с типом лебедки, нудно подобрать ее мощность. Достаточную для каждого конкретного случая. Необходимое тяговое усилие высчитываем по простым формулам:
— для использования лебедки от случая к случаю: вес снаряженного автомобиля умнажаем на 1,25-1,5;
— для охоты, рыбалки и путешествий — тот же вес умножаем на 1,5-2;
— для экстремальных условий, троффи-рейдов и т.п. — на 2-3.

Внимание! Указанное на лебедке тяговое усилие соответствует только полностью размотанному тросу. Таким образом, при полностью намотанном тросе усилие примерно в 1,5 раза меньшее, нежели номинальное. Кроме того помните, что при эксплуатации лебедки с тяговым усилием более чем в 1,5 раза превышающем массу автомобиля следует быть предельно осторожными. При такой нагрузке пострадать может и кузов, и даже рама автомобиля.
Для лебедок, установленных на прицепе (для погрузки массивных предметов, катеров или квадрациклов), расчет тягового усилия производится исходя из массы груза умноженного на 1,25.

lebedki_4 Теперь определимся с местом установки. Кроме ограничений, имеющихся у механических и гидравлических лебедок, главным препятствием, в основном, является бампер автомобиля. Он, по сути, силовым элементом машины не является, а крепить лебедку нужно именно к ним. Для внедорожников — это прочная рама. Чаще всего лебедку устанавливают на специальный бампер с «кенгурином». Другой вариант — установка на специальный подрамник под стандартный бампер. И там, и там нужно обеспечить надежное крепление к несущим частям кузова. Еще лебедку устанавливают за бампером, выводя наружу лишь металлические ролики и крюк.

Безопасность и эксплуатация
Перечислим основные правила безопасности при работе с лебедкой:
— Не перешагивайте через натянутый трос лебедки!
— Не забывайте про такую простую, но надежную защиту как перчатки. Выбирайте брезентовые, либо из специального материала с уплотнениями на кончиках пальцев.
— На середину троса желательно накладывать демпфер (куртку, матрас, спальный мешок и т.п.). ведь лопнув, трос может покалечить окружающих людей.
— Не крепите трос к ненадежным объектам. При его выборе учитывайте, что чем ближе место зацепления к земле, тем лучше. Однако, в случаях, когда машина зарывается передком, действуйте наоборот: придавайте тросу как можно больший угол относительно земли.

lebedki_5 В самом начале использования размотайте трос полностью, а затем, виток к витку, туго намотайте его обратно. Это позволит избежать запутывания троса, а также заклинивания лебедки. Кроме того, это обеспечивает максимальное тяговое усилие. В случае, если трос все же зажало, можно просто отъехать чуть-чуть назад и высвободить его. Также специалисты рекомендуют на настоящем бездорожье держать трос в размотанном состоянии (его можно уложить вокруг кенгурина).

Если же трос все-таки оборвется, окончание его кладут вдоль барабана и зажимают витками, накручиваемыми на барабан. Таким способом очень просто восстановить работоспособность всей лебедки.

И еще несколько примечаний. При использовании лебедки на склонах неплохо было бы закреплять еще и дополнительные тросы. Работая с электрическим вариантом, контролируйте температуру инструмента, не допуская перегрева. Периодически осматривайте клеммы и контакты электрической лебедки. У гидравлики в профилактике нуждаются места соединения шлангов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 2 =