Сегодня внедорожники уже не являются редкостью на наших дорогах. Бывает даже так, что иногда, по какой-либо из городских улиц мимо вас (простой вы даже час или больше) будут проноситься одни лишь массивные джипы всех мастей. Но когда-то этот класс машин был в явном меньшинстве, и только благодаря своим функциональным возможностям стал популярен и вездесущ.
Внедорожник (off-road) – официальный термин для машин, которые мы сегодня называем и джипами, и вседорожниками и автомобилями повышенной проходимости.
Такое название оправдано с точки зрения комплектации и технических возможностей модели: полный привод дает этим автомобилям возможность свободно передвигаться по любой местности, в отсутствии хороших дорог, т.е. вне их.
Дедушкой всех современных внедорожников считается автомобиль «Delaunay-Belleville», выпущенный во Франции в 1909 году (а это уже более, чем век назад!). Но, как и в случае с пикапами, во всей красе джипы раскрылись не в мирное, а в военное время: с началом Второй мировой войны их стали использовать во благо Третьего рейха германцы, а затем и союзники СССР американцы. Внедорожниками заинтересовались компании American Bantam, Willys-Overland и, что естественно, Ford. Именно они стали массово производить машины повышенной проходимости в военных целях.
После войны к джипам проявили интерес полиция, пожарные, спасатели и т.п. Внедорожники стали служить во благо фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца В 1948 году в Англии начали выпускать знаменитый Land Rover. Интересный факт: внедорожник был сделан из… алюминия, использовавшегося в конструкции бомбардировщиков (которые уже не были столь популярны после войны). Так автомобиль стал ассоциироваться с выносливостью и прочностью. В СССР и Западной Европе в конце 1950-х была мода на создание полноприводных моделей повышенной проходимости на базе обычных легковых седанов и универсалов с усиленными несущими кузовами: ГАЗ-М72, МЗМА-410 и 411 «Москвич», Citroen 2CV Sahara, Renault Nomad и другие.
Первый европейский комфортабельный рамный внедорожник Range Rover с постоянным полным приводом, получивший прозвище «фермер во фраке» за свою престижность и проходимость, был представлен фирмой Land Rover в 1970 году.
На сегодняшний день большой популярностью пользуются новые модификации внедорожников, такие как SUV (англ. Sport Utility Vehicle — автомобиль с наличием спортивных опций) и кроссовер (универсал, реже — хетчбек, повышенной проходимости).