Сегодня в мире существует два вида шин для квадроциклов:
УТИЛИТАРНЫЕ (вездеходы) — созданы для эксплуатации в условиях жесткого бездорожья.
СПОРТИВНЫЕ – очень прочные и спроектированы для экстремальной скоростной езды.
Такой же классификации поддаются и диски для ATV.
Эти сегменты имеют значительные отличия, как по своей структуре, так и в сферах использования. Данная статья затрагивает исключительно шины и диски, которые используются «утилитарниками».
Области применения:
Квадроцикл преодолевает разные поверхности, от песка до непроходимых болот. Поэтому основной фактор, который прямо пропорционален вашему удовольствию от поездки на мотовездеходе, — это шины, именно от них зависит качество впечатлений и доза адреналина. Выбирая необходимый вариант, вам стоит отталкиваться от условий их применения. К примеру, шины для песка, доставят вам массу неудобств в грязи, и наоборот, грязевые – на плотной поверхности окажутся бесполезными.
На протяжении многих лет производители шин, ломают голову над поиском идеала, но это остается утопией для поклонников квадроциклов, не разработан такой продукт, который смог бы удовлетворить пожелания всех и сразу. Но стоит отметить, что сейчас на рынке пользуется популярностью резина от американских производителей, которую позиционируют, как компромиссная. Из всех возможных маршрутов, с различными условиями прохождения, она максимально подходит для большинства вариантов.
Конструкция:
Исходя из областей применения квадроциклетных покрышек, можно отметить, что резина для квадроциклов делится на два класса: диагональная и радиальная. Их отличие заключается в том, что у диагональной при движении протектор поддается высокой деформации, а радиальные – способны выдерживать огромную нагрузку, что обеспечивает им хорошее сцепление с поверхностью. Благодаря радиальным шинам, которые, также, обладают повышенной износостойкостью, квадроцикл развивает большую максимальную скорость на твердых поверхностях. Диагональные шины, из-за своих свойств, больше подходят для вязких поверхностей: грязь, болото. На основе свойств радиальных покрышек были разработаны компромиссные, которые хороши, как для болот, так и для твердых рельефов.
Давление:
Из-за специфики применения квадроциклетные шины являются шинами с низким давлением. Это позволяет протектору расплываться по всей поверхности, обеспечивая оптимальное пятно контакта для езды по бездорожью. Низкий уровень давления способствует амортизации, что помогает подвеске более эффективно сглаживать неровности поверхности. Норма давления колес обычно колеблется от 4,5 до 12 PSI, это определено типом шин, нагрузкой, рельефом.
Каждая шина имеет свой показатель давления для качественной эксплуатации, которое рекомендовано производителем. Регулировка и контроль давления в шинах квадроциклов производится с помощью манометров, которые адаптированы исключительно под низкие давления.
Размер:
Для шин привычная мера измерения размеров — дюйм. К примеру, 27х10х12 говорит о том, что внешний радиус равен 27 дюймам, 10 дюймов – ширина, а 12 – посадочный диаметр на диск. При выборе, помимо параметров давления и конструкции, стоит учитывать размеры резины.
Ширина:
Как правило, задняя резина всегда больше, это залог хорошей тяги в жестком бездорожье (и показатель того, что Вы приобрели правильный квадроцикл), В чем же секрет? Задние шины получают запас нетронутости почвы по сравнению с передними и там, где уже проехали передние, некоторая часть задних шин едет по новой колее. Увеличение точки контакта способствует лучшему сцеплению с поверхностью, что сказывается на управлении и проходимости.
Правда не всегда конструкция ATV позволяет поставить желаемую резину. Рассмотрим пример, родные шины 25х8х12 передние и 25х10х12 задние, хочется заменить на 27х10х12 и 27х12х12. Возникает проблема соприкосновения с элементами подвески, правда ее можно спокойно решить путем установки колесных дисков и/или колесных проставое, которые увеличивают вылет шин.
Высота:
Производители квадроциклов склонны ставить компромиссные шины со средней высотой 25-26 дюймов. Подобные размеры ограничивают проходимость техники в тяжелых условиях. Покупая новый ATV или UTV, стоит задуматься о замене резины на ту, которая подойдет для будущей эксплуатации. Это обеспечит увеличенный клиренс, что играет высокую роль в условиях бездорожья. Единственный недостаток – огромная масса в сравнении с братьями меньшими, что сказывается на нагрузке рабочих узлов и приводит к износу системы. К счастью, современные модели располагают достаточным ресурсом, что позволяет свободно сменить колеса.
Посадочный диаметр:
Тут все просто, в основном ATV и UTV используют шины 12 и 14 радиуса. 12 – для любителей грязи и вязких ландшафтов, а 14 – сухие и твердые поверхности.
Рисунок протектора.
Покрышки для эксплуатации в грязевых условиях должны иметь протектор, способный преодолевать трудные препятствия (болото, бревна), поэтому такой тип шин обладает развитыми грунтозацепами и самоочищающимися свойствами. Для твердых поверхностей более важным будет опорное пятно. Выбирая шину, обратите внимание на мягкость. Мягкая – значит гибкая и имеет лучшее сцепление с поверхностью. Не стоит выбирать по внешнему виду, «агрессия» — не всегда хороша в поле.
Диски.
В последнее время актуальными стали легкосплавные диски, которые придают квадроциклам лучший вид. Они изготавливаются из алюминия и намного крепче стальных. Практичным материалом для них считается «полированный алюминий», но встречаются также черные и хромированные диски. Квадроциклисты, ездящие в усложненных условиях, нередко сталкиваются с проблемой разбортиовки шин. Это возможно решить с помощью бедлока (бидлока). BEADLOCK – (бортовой замок) зажимы, фиксирующие борт шины к диску.
Итоги:
В завершении можно отметить, что шина является важным элементом экстремальной системы, который может дать грандиозные результаты при верном подходе. Поэтому, прежде чем определиться с выбором, вам стоит получить высококвалифицированную консультацию от профессионалов, которые имеют значительный опыт в подбое резины, как для спортивных, так и для утилитарных квадроциклов.