ekspluatacia_lebedok_1При борьбе с бездорожьем лебёдка — вещь необычайно полезная, а на многих соревнованиях и мероприятиях — жизненно необходимая или обязательная («Ладога — трофи», «Rainforest Challenge», «SuperSilvania — Trophy», «Outback Challenge — Australia» и др.).

Чтобы  лебедка всегда выручала Вас в самой непролазной топи и смогла прослужить Вам верой и правдой много лет, прислушайтесь, пожалуйста к нашим советам.

Некоторые правила выбора и эксплуатации лебёдок.

Реальное тяговое усилие лебёдки должно не менее чем в полтора раза превышать полную массу автомобиля.

При этом следует учитывать, что тяговое усилие, написанное на лебёдке, соответсвует лишь первому ряду намотки троса на её барабане, а к последнему ряду (пятому или шестому) снижается ещё в полтора раза.

При определении «полной массы» автомобиля полезно к паспортным данным добавить вес кенгурятника, порогов, фаркопа, нестандартных колёс, кондиционера, дополнительной электроники, походного снаряжения (канистры, палатки, сэнд-траки, запчасти, хай-джеки, доп. запаски и пр.) и ещё не забыть про массу водителя и пассажиров.

Куда установить лебёдку? Во-первых, можно установить на бампер с кенгурятником. Во-вторых, на специальном подрамнике прикрепить к раме автомобиля (под бампером). При этом практически от лебёдки видны только роликовые «губки» и крюк. В-третьих, можно приобрести лебёдку вместе с бампером (выпускаются комплекты для импортных джипов фирмой WARN и др.). В-четвёртых, можно приобрести съёмную лебёдку (чтобы не свинтили): к раме «на постоянно» крепится консоль, на которую устанавливается съёмная лебёдка. Но сперва следует посоветоваться со специалистом.

Перед началом эксплуатации следует полностью размотать трос с барабана лебёдки, а затем аккуратно и туго, виток к витку, намотать его обратно. При размотке троса с барабана его следует держать в натяжении, чтобы он не запутался.

При вытаскивании машины следует всегда разматывать трос лебёдки на максимально возможную длину. Потому что, во-первых — смотри пункт второй, а во-вторых — чем длиннее выпущенный металлический трос, тем больше его упругость — и, соответственно, меньше вероятность того, что он лопнет под большой нагрузкой.

При наматывании троса на барабан лебёдки надо следить, чтобы его витки ложились ровно друг к другу по всей длине барабана. Иначе, если трос будет сбиваться в кучу в одном из углов лебёдки, то эта куча может «заклинить» за её корпус, а в результате — «залом» троса или «спаленный» мотор лебёдки.

Если трос все же «закусило» (обычно такое происходит у щеки барабана), то закрепив его за дерево или другой прочно стоящий предмет и переключив лебедку в ненагруженное положение, трос очень легко освобождается при движении машины назад.

Если в пути приходится часто пользоваться лебёдкой, то правильнее будет полностью размотанный трос лебёдки аккуратно намотать на кенгурятник или т.п. Но так, чтобы окружающая природа не повредила этот трос.

При работе лебёдка потребляет большой ток. Поэтому желательно не глушить при её использовании двигатель машины, а по возможности ещё и добавить ему оборотов.

Зацеплять трос за дерево или другой «якорь» следует как можно ниже к земле (школьный учебник физики).

Но если автомобиль «зарылся носом», трос следует направить под большим углом от земли. Сделать это можно с помощью блоков, подпорок или привязав трос за верхушку гигантской секвойи (поскольку другое дерево в этом случае будет притянуто лебёдкой к крыше Вашего автомобиля).

При вытаскивании «хорошо засевшего» автомобиля полезно проверить — нет ли в грязи (в воде и т.п.) под машиной и на пути камней, деревьев, арматуры и т.п. Лебёдка мощная — машину вытащит, а вот рычаги, тяги и прочее может оторвать.

Если поблизости нет мощных деревьев и валунов, в качестве «якоря» можно использовать: несколько хлипких деревьев или кустов, обвязав их вместе; зарытые (Вами же) в землю колья, брёвна, запасное колесо, большую канисту, охапку сучьев, сэнд-трак и т.п. Можно применять лодочный якорь типа Дэнфорт примерно 10 кг.

Чтобы не испортить трос, за деревья или камни лучше зацеплять широкую прочную капроновую ленту, а к ней уже крепить крюк лебёдки.

Если трос сорвало с барабана, или просто порвало, его можно закрепить обратно обычным широким скотчем (но только если трос достаточно гибкий, тоньше 9 мм). Конец троса приматывают скотчем вдоль барабана, а затем закрепляют, плотно и с натяжением наматывая трос сверху. В таком случае на барабане всегда должен оставаться примерно один слой, чтобы трос снова не размотался и не слетел.

При затягивании автомобиля вверх по скользкому склону правильно будет подстраховать автомобиль прочным тросом или канатом (в крайнем случае — буксировочным, но он очень короткий), привязанным за буксировочный крюк или проушину. И по мере продвижения наверх перевязывать этот канат за деревья (или другой «якорь», не используемый Вашей лебёдкой) выше по склону при выключенной лебёдке).

При работе лебёдка сильно греется. И если в ней нет электронной защиты от перегрева, её стоит переодически останавливать и даже обесточивать (степень нагрева придётся проверять рукой).

Если у Вас не водозащищённая «погружная» лебёдка, то надо помнить, что некоторые её части (например блок переключателей) боятся воды. Снег, растаяв, тоже становится водой.

Правила безопасности.

Нельзя перешагивать через натянутый трос лебёдки. Не надо.

Работать с лебёдкой следует в брезентовых рукавицах или в специальных перчатках с утолщениями на кончиках пальцев (тогда в лебёдку «засосёт» только перчатку или рукавицу, а вот нитяные перчатки затащит вместе с рукой).

Сильно натянутый трос может лопнуть и свом хлыстом покалечить окружающих. Поэтому на середину натянутого троса полезно положить куртку, спальник, бревно и т.п., чтобы погасить разлёт.

Не следует зацеплять трос лебёдки при вытаскивании за мосты автомобиля и т.п.
К лебёдкам предлагается целый ряд очень полезных аксессуаров: блоки (дают двойной выигрыш в тяговом усилии), цепи с крюками, уже упоминавшаяся широкая капроновая лента, вспомогательная серьга (шакл), специальные перчатки. Также предлагаются вспомогательные капроновые стропы, дополнительные силовые кабели, дистанционные радиопульты и т.п.

По материалам журналов «4х4 Club» и сайта www.off-road.spb.ru.        

Некоторые варианты установки лебедок в тюнинг-центре 4×4 «BTR»

на автомобилях и на других транспортных средствах

{gallery}ekspluataciya_lebedok{/gallery}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + три =