Париж — Шанхай

imgresСобственно с этой трассы можно начать отсчет рождения внедорожников. Именно с того, далекого 1907 года, когда основной рекламной концепцией производителей авто было утверждение, что имеющий автомобиль может переместиться, куда захочет. Сейчас это не требует доказательств, а тогда это было просто необходимо.

Парижская газета «Ле Матен» опубликовала призыв к представителям индустрии про организацию самой сумаcшедшей автогонки в мире. Автомобилисты откликнулись на это амбициозное воззвание и гонка «Пекин – Париж» увидела свет.

12Мировая общественность была воодушевлена, многочисленные желающие заявляли о своей готовности принять участие в гонке. Но многие слишком поспешно. Они быстро отказывались от своей затеи, когда представляли себе, какие трудности их могут ожидать и сколько это стоит. Протяженность маршрута составляла около 15.000 км и проходить он должен был через Монголию, Сибирь, Россию, Польшу и Германию.

paris_peking_02Представить себе все сложности трассы можно и теперь. А тогда дороги в Монголии, Сибири, и большей части Европейской России отсутствовали начисто. Бензин надо было собственными силами заготавливать и складировать вдоль трассы. Нужно было учитывать климатические особенности и даже пришлось преодолевать возникшие позже дипломатические сложности.

После того, как машины были пароходом переправлены в Пекин, их осталось всего 5 из первоначальных 20-ти. Два двухцилиндровых «Дион-Бутона» по 10 лошадиных сил, четырёхцилиндровый «Спайкер» из Голландии, распологавший 15-ю лошадиными силами, четырёхцилиндровый «Итала» на 40 лошадиных сил из Италии и трёхколёсный «Контал» с одноцилиндровым двухтактным мотором шести лошадиных сил.

Самая амбициозная идея в мире в итоге задействовала всего пятерых водителей и шесть пассажиров. Обозы, тяжело гружённые запасными частями и прочим багажом, выехали в путешествие из Пекина 10 июня 1907 года. Каждый экипаж, по задумке, ответствечал сам за себя (склады горючего тоже принадлежали каждому экипажу в отдельности). Но было договорено, что прохождение трассы будет конвойным, с таким расчетом, чтобы можно было оказать помощь друг другу при необходимости. За первую неделю команды смогли протянуть всего 300 км. Вместо двигателей за это время больше продемонстировали себя экипажи — они тянули и толкали автомобили больше, чем те ехали самостоятельно. В пустыне Гоби у трехколесного французского «Контала» кончился бензин между двумя складами. Французы могли продвигаться и дальше, но остальные участники оставили несчастный экипаж, и бензином не поделились.

paris_peking_03Таким образом, с 10 до 29 августа остальные экипажи доехали до Парижа. Но триумфальный въезд всех рейдеров в столицу Франции газета «Ле Матен» назначила только на 30 августа, 20 дней спустя после возвращения победителя, принца Боргезе на своём «Итале». Экипаж победителей состоял из самого увлеченного представителя итальянского трона, водителя Этторе Гуицарди и репортера Луиджи Бардзини, освещавшего ралли по заданию газет «Коррьере делла сера» и «Дейли телеграф».

В общем, освещавшие это событие мирового значения репортеры старались как можно больше угодить конкретным автопроизводителям. Все гонки того времени славились предвзятостью марок. Ведь от этого зависела их дальнейшая судьба. И потому до сих пор достоверно не известно, что конкретно происходило на многих участках трассы, и каким образом итальянцам удалось достичь отрыва почти в три недели.

paris_peking_04Но это никаким образом не повлияло на историческое значение гонок «Париж — Шанхай». Начиная с этого момента появилась каста автомобилей, для которых отсутствие дорог — стихия. И огромное количество людей, которые вдруг открыли для себя целый мир, ранее скованный всевозможными условностями. Благодаря технике человек в один момент почуствовал, что может быть свободен в своих желаниях.

Спустя 100 лет гонки восстановлены. В них позволено участвовать любым автомобилям, любого года выпуска. Они не освещаются прессой так активно, как век тому, но все так же имеют огромное значение и для команд-участников, и для их фанов. На чуть видоизмененном маршруте проверяют свои технические внедрения и многие автопроизводители.